Главная

Бизнес-образование без барьеров

Правительство в июле 2014 года выступило с инициативой навести порядок в сфере бизнес-образования. Мотивируя необходимостью приближения к зарубежным стандартам. Но, может, сначала стоит приблизить белорусские условия хозяйствования к иностранным – снизить инфляцию, провести открытую и конкурсную приватизацию, прекратить бесконечную поддержку государственного сектора и усиление контроля в экономике, а затем уже рассматривать вопросы развития образования?

Проект предложенного постановления, не прошедший процедуру общественного обсуждения, полностью противоречит и духу и букве Директивы № 4 от 31 декабря 2010 г. «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», и будет в случае принятия еще одним пинком неуважения к Национальной платформе бизнеса.

С принятием такого правового акта ухудшается конкурентная среда, ставятся в неравные условия иные субъекты образовательной среды (бизнес-союзы и центры поддержки предпринимательства, региональные организации, индивидуальные предприниматели частный бизнес).

Понятно, что лоббируются интересы нескольких столичных частных компаний и государственных ВУЗов, желающих исправить провалы вступительной кампании госзаказами. Необходимо реформировать госуниверситеты в некоммерческие независимые учреждения с ориентацией на студентов и исследователей, а не продолжать вбрасывать финансы в мало эффективную систему. Плата за получение высшего образования уже зашкаливает, существенно превышая аналогичные зарубежные тарифы и возможности простых граждан, а уровень знаний, умений и навыков выпускников (по опросам) снижается.

Ведь подавляющее большинство учебных заведений в мире - частные, в правильных бизнес-школах преподают практики от бизнеса, а не теоретики социалистической политэкономии и не критики буржуазных теорий капитализма. Можно привести в пример учебный план по специальности “Предприниматель”, утвержденный Минобром, первой дисциплиной в котором является идеология. Ранее же провалилось создание Национального агентства поддержки предпринимательства, а сейчас на повестке дня стоит организация Национального института бизнеса на базе государственного учреждения образования «Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ».

Ссылка в проекте Постановления на ненаучный принцип не самого лучшего экономиста В.Парето, доказывающий, что 20% процентов от общего количества бизнесов нуждается в бизнес-образовании, свидетельствует о полном незнании маркетинга авторами готовящегося документа. Также у опрошенных ученых и предпринимателей вызывала неподдельный исследовательский интерес приведенная в Проекте постановления минимальная стоимость 1-го образовательного продукта (семинара, тренинга) для одного слушателя в размере эквивалентном 75 долларам США. Откуда эта цифра, чем обоснована в настоящий момент, неужели по таким ценам будут выдаваться дипломы МВА в Беларуси?

Только конкуренция стандартов и бизнес-школ приводит к развитию экономики. Успешный бизнес – не стандартный, а уникальный продукт. Чем больше его пытаются уложить на прокрустово ложе инструкций, тем больше он будет чахнуть или сопротивляться, убегая в тень или за рубеж. Непрерывная турбулентность внешней среды, рост потребностей и возможностей, кризисы и преобразования будут приводить и к перманентному изменению требований к бизнесу, то есть практически к не выполнению установленных национальных стандартов бизнес-образования. Ведь известно, что часто менять утвержденные и прошедшие регистрацию в Национальном реестре акты не солидно и не принято для министерств и ведомств.

На мировом рынке бизнес-образования не существует единого стандарта квалификации MBA, зачем же вводить его в нашей стране? Поскольку отечественное учебное пространство в целом не интегрировано в международную систему, не стоит начинать с продолжения прессинга предпринимательства. Ему и так регулярно достается. И не только от введения запрета, а затем разрешения найма на работу не родственников и не членов семьи.

Например, не так давно отменены обязательные взносы в ФСЗН с направляемых на обучение работников, что существенно дестимулировало спрос.

Можно вспомнить и неудачное нормотворчество в сфере регламентации бизнес-планирования по созданию базовых консалтинговых госкорпораций, приведшее к росту цен и падению качества бизнес-планов, а затем и к ликвидации многих базовых консалтеров и “проконсультированных” ими бизнесов.

Больно ударил по деловой активности и запрет на валютное кредитование, отмененный в июле постановлением Нацбанка №471, которым снимается это ограничение. Теперь предприятие, имеющее валютную выручку, достаточную для исполнения своих кредитных обязательств, опять вправе получать валютные кредиты. Добро пожаловать за бизнес-планами инвестиционных проектов! А сколько времени упущено и денег не заработано?

То есть государство периодически учится на ошибках, но платят за них, увы, не чиновники и не лоббисты. К тому же старые огрехи не гарантируют от появления новых.

Попытка включить в Проект Постановления малочисленные профессиональные ассоциации субъектов рынка бизнес-образования доказывает отсутствие при его подготовке общения с крупнейшими бизнес-союзами страны, выступающими за либерализацию рынка и выполнение Директивы № 4. Стране, безусловно, нужны саморегулирующиеся организации, которые самостоятельно будут принимать и реализовывать различные стратегии в отраслях и регионах, в том числе по добровольной сертификации бизнес-школ. Беларусь срочно нуждается в принятии и исполнении многократно откладываемого закона о государственно-частном партнерстве, а также в расширении реализации конкретных проектов ГЧП. Несмотря на периодическую критику Президента, Советы по предпринимательству при госорганах не работают. Значит, диалог между властью и бизнесом по-прежнему не является полноценным.

Витебский бизнес-центр, профессионально занимаясь бизнес-консалтингом и начиная в сентябре крупный проект независимого бизнес-образования, последовательно выступает за свободные условия развития бизнеса, а, значит, бизнес-консалтинга и бизнес-образования. Ресурсов в республике не много, поэтому главное в поддержке предпринимательства – не ставить новые преграды деловым людям и убирать имеющиеся.

 

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

 Центр поддержки предпринимательства (с 1994) Центр трансфера технологий (с 2010) ОДО «Витебский бизнес-центр»  УНП 391271602
210026, Витебск, ул. Пушкина, дом 6, 2 этаж, комн. 219.

Время работы ПН-ПТ, 9-18 часов, обед 13-14 часов. vitbiz@mail.ru

Остановки автобусов, троллейбусов, маршруток: к железнодорожному и автобусному вокзалам - Драмтеатр, к летнему амфитеатру – универмаг. Автомобильная парковка возле гостиницы “Витебск”. Здание напротив универмага через улицу Замковую  (вход в здание с торца напротив Драмтеатра и недалеко от памятника Машерову), переход налево по 1 этажу и на 2 этаж.