Есть идея? Есть тест-драйв!

Интервью газете «Витебский проспект».

Оригинальные идеи приходят в голову многим начинающим бизнесменам, но это не значит, что все они будут успешными. Неумолимая статистика дает шанс на «выживание» не более 10% стартапов. О том, как придумать свое дело и грамотно провести его «тест-драйв», мы поговорили с директором ОДО «Витебский бизнес-центр» Леонидом Шуром.

 

- Леонид Михайлович, где найти идею для бизнеса?

- Самый простой и надежный вариант - скопировать чужую. Так поступают 99% начинающих бизнесменов. Но нужно не просто повторить существующий бизнес, а улучшить его, добавив свою «изюминку»: новую географию, лучший сервис, меньшие издержки и т.п. Не бойтесь копировать. С этого начинались многие успешные проекты. Тем более, в эпоху Интернета найти хорошую идею несложно.

Кстати, на последнем стартап-мероприятии в Витебске, которые мы организовали вместе с Витебским государственным университетом имени Марерова, победили именно скопированные идеи: автоматизированной системы удаленного мониторинга теплопунктов и системы учета личных финансов. Эти бизнесы успешно работают во многих странах мира. Тем не менее, они являются инновационными для нашей страны, имеют хорошо составленный бизнес-план и команду, которая сможет их реализовать. Поэтому мы и присудили им победу.

Второй вариант - это изобрести что-то новое. Он более рискованный, потому что инновация должна быть не просто уникальной, но и полезной для потребителя, а, главное, - коммерчески выгодной. Но если получиться воплотить ее в жизнь, то такой бизнес будет устойчивым в финансовом плане.

 

- Как проверить свою идею?

- Как и свою машину - протестировать. Прежде всего с точки зрения маркетинга. Для этого будущему предпринимателю нужно ответить на ряд вопросов: кто моя целевая аудитория, чем я отличаюсь от конкурентов, чья помощь мне понадобится на ранних стадиях реализации идеи, какой необходим стартовый капитал, какой будет объем продаж, какой потенциал роста у бизнеса и т.п. Помочь в этом могут многочисленные книги по маркетингу. Западные авторы говорят о том, что для успешного бизнеса нужно наличие четырех «f»: founder (основатель), friends (друзья), family (семья) и fools (дураки, которые рискнут дать новичку).

- На что при тестировании обратить особое внимание?

- Прежде всего нужно изучить все возможности и угрозы. Не стоит идти в те сферы, которые давно поделили «акулы» бизнеса - лучше найти свою нишу. Большим плюсом будет и присутствие бизнеса в Интернете. Информационные технологии развиваются семимильными шагами и использование их может стать серьезным конкурентным преимуществом.

Что касается возможностей, то не лишним будет изучить особенности налогообложения (в т.ч. упрощенную форму), а также преференции при ведении бизнеса в свободной экономической зоне, сельской местности и других территориях.

- Как понять - будет ли спрос на твой товар, работу или услугу?

- Наличие спроса - основной показатель успешности бизнеса. Определить объем продаж можно самому (почитать в Интернете о том, как «работают» аналогичные идеи; пообщаться со знакомыми бизнесменами) или обратиться к специалистам - чиновникам, опытным предпринимателям и др. Последних легко найти на специализированных мероприятиях: выставках, бизнес-форумах и т.п. Например, на недавнем стартап-слете для студентов молодые люди представили большое количество бизнес-идей. Не все они были идеальными. Но главное - то, что начинающие бизнесмены пообщались с опытными предпринимателями, выслушали критические замечания и предложения, завели полезные знакомства. Ведь сама по себе идея ничего не стоит. Важно грамотно ее реализовать.

- Какие для этого нужны ресурсы?

- Как материальные, так и нематериальные. Если говорить о первых, то я бы не советовал сразу брать в долг большую сумму - лучше попробовать идею в меньших масштабах, но на свои средства. Если все пойдет удачно, то найти деньги на успешный проект будет намного проще.

Существует два типа инвесторов. Одни готовы вкладывать деньги, если видят хорошую идею и команду, которая может ее реализовать. Другие (и их большинство) не хотят брать на себя все финансовые риски, действую по принципу «начни, вложи свои средства и, если все пойдет успешно, я к тебе присоединюсь». Современный инвестор не просто дает деньги. Гораздо чаще он выступает соучредителем, покупает оборудование и сдает его в аренду предпринимателю или предоставляет заем и т.п.

Нематериальные ресурсы - это советы родственников и знакомых, профессиональные знания и консультации.

- Всегда ли начинающему предпринимателю нужен бизнес-план?

- Нет, не всегда. Бывают ситуации, когда не нужно терять время, а просто идти и использовать благоприятную конъюнктуру. Но делать это нужно в том случае, когда предприниматель на 100% уверен в успешности бизнеса. Если есть какие-то сомнения, то лучше составить бизнес-план.

 

Александр НЕСТЕРОВ, «Витебский проспект»