Инструкция о порядке предоставления из местных бюджетов и возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды

Инструкция о порядке предоставления из местных бюджетов и возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды.

1. Инструкция о порядке предоставления из местных бюджетов и возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды (далее – Инструкция) определяет порядок предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям государственной поддержки в виде выделения бюджетных займов, бюджетных ссуд за счет средств местных бюджетов и порядок их возврата в местные бюджеты.

2. Используемые в настоящей Инструкции термины и понятия имеют следующие значения:

бюджетный заем (далее – заем) – денежные средства, выданные временно из местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов за пользование займом;

бюджетная ссуда (далее – ссуда) – денежные средства, выданные временно и безвозмездно из местных бюджетов для использования по целевому назначению;

заемщик, ссудополучатель – юридическое лицо, являющееся резидентом Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций), индивидуальный предприниматель, которым предоставлены заем, ссуда за счет средств местных бюджетов;

претендент – юридическое лицо, являющееся резидентом Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций), индивидуальный предприниматель, претендующие на получение займа, ссуды за счет средств местных бюджетов и представившие комитету или управлению Витебского областного исполнительного комитета (далее – облисполком), отделу районного, городского исполнительных комитетов (далее – райгорисполкомы), в подчинении или ведении которых они находятся, документы на получение займа, ссуды в соответствии с настоящей Инструкцией;

уполномоченный орган – комитет или управление облисполкома, отдел райгорисполкома, иная государственная организация, подчиненная облисполкому, райгорисполкому, в ведении или подчинении которых находится (в состав которых входит) претендент, а также райгорисполкомы – в отношении претендентов, находящихся в их ведении (подчинении) или не имеющих ведомственной подчиненности (не входящих в состав организаций, подчиненных райгорисполкомам).

3. Решение о предоставлении займа, ссуды принимается облисполкомом.

4. Займы, ссуды за счет средств местных бюджетов предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в местных бюджетах на очередной финансовый (бюджетный) год, а также за счет возврата в местные бюджеты ранее выданных займов, ссуд.

Займы, ссуды не предоставляются претендентам, имеющим задолженность по налогам, сборам (пошлинам), другим обязательным платежам в бюджет (в том числе в государственные целевые бюджетные фонды и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь), в государственные внебюджетные фонды, просроченную задолженность по кредитам банков (по основному долгу и процентам по нему), в том числе выданным под гарантии Правительства Республики Беларусь, гарантии местных исполнительных и распорядительных органов, не выполнившим своих обязательств по ранее выданным из республиканского и местных бюджетов займам, ссудам (в том числе пролонгированным), исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, а также если целью получения займа, ссуды является погашение банковского кредита, ранее выданных из республиканского и местных бюджетов займа, ссуды, уплата в республиканский и местные бюджеты платежей.

5. Займы, ссуды предоставляются на срок:

до одного года – на создание сезонных (временных) запасов товарно-материальных ценностей, если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер;

до пяти лет – под реализацию инвестиционных проектов.

На цели, не предусмотренные частью первой настоящего пункта, займы, ссуды выдаются на срок до трех лет.

Сроки возврата займов, ссуд, установленные настоящим пунктом, продлению не подлежат.

6. Займы, ссуды под реализацию инвестиционных проектов предоставляются при условии заключения заемщиком, ссудополучателем с государственной страховой организацией договора страхования ответственности за нарушение договора займа (ссуды).

7. Займы, ссуды предоставляются в белорусских рублях.

При необходимости использования займа, ссуды для расчетов за приобретенные товары (работы, услуги) в иностранной валюте допускается конверсия указанных средств в иностранную валюту в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

8. За пользование займами устанавливаются проценты в размере:

не менее 0,5 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день начисления процентов за пользование займом, – при предоставлении займа под реализацию инвестиционного проекта;

не менее ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день начисления процентов за пользование займом, – при предоставлении займа на иные цели.

Начисление процентов за пользование займом производится начиная со дня, следующего за днем выдачи займа.

Уплата процентов производится ежемесячно не позднее пятого числа начиная с месяца, следующего за месяцем выдачи займа, а в месяц окончания срока возврата займа – до даты возврата займа.

9. Для подготовки проекта решения облисполкома о предоставлении займа, ссуды претендентом представляются в уполномоченный орган следующие документы:

9.1. заявление на получение займа, ссуды по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь, с указанием испрашиваемой суммы, целей использования, срока возврата, подписанное должностным лицом;

9.2. технико-экономическое (в том числе финансовое) обоснование целесообразности предоставления займа, ссуды и возможности их возврата;

9.3. бухгалтерский баланс за предыдущий, а также текущий год на последнюю отчетную дату;

9.4. справки на последнюю отчетную дату:

налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь;

органа Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о состоянии расчетов по платежам в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь;

банков, в которых у претендента открыты счета, о наличии задолженности по полученным кредитам, в том числе выданным под гарантии Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов;

местных исполнительных и распорядительных органов о состоянии расчетов по полученным из местного бюджета займам, ссудам (в том числе пролонгированным), исполненным гарантиям местных исполнительных и распорядительных органов;

о состоянии расчетов по полученным из республиканского бюджета займам, ссудам (в том числе пролонгированным), исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь по форме, утвержденной Министерством финансов Республики Беларусь;

9.5. копия акта последней ревизии (проверки) ведомственной контрольно-ревизионной службы, а в случае ее отсутствия – аудиторское заключение;

9.6. копии учредительных документов;

9.7. положительное заключение государственной комплексной экспертизы (при предоставлении займа, ссуды под реализацию инвестиционных проектов).

На основе анализа материалов, представленных претендентом, уполномоченный орган подготавливает проект решения облисполкома о предоставлении займа, ссуды и в установленном порядке вносит его на рассмотрение облисполкома.

10. В проекте решения облисполкома о предоставлении займа, ссуды указываются:

полное наименование заемщика, ссудополучателя;

сумма предоставляемых займа, ссуды;

цели, на которые предоставляются заем, ссуда;

срок возврата займа, ссуды;

размер процентов за пользование займом и размер пени за нарушение срока возврата займа, ссуды.

11. На основании решения облисполкома финансовое управление облисполкома, комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома в части выделения средств под создание новых рабочих мест, финансовый отдел райгорисполкома заключают с заемщиком, ссудополучателем и уполномоченным органом договор в соответствии с условиями, определенными в решении о предоставлении займа, ссуды, и настоящей Инструкцией (далее – договор).

К договору прилагается график погашения займа, ссуды, который является неотъемлемой частью договора.

Договор действует со дня его заключения до исполнения обязательств по нему.

12. При заключении договора заемщик, ссудополучатель дополнительно к документам, перечисленным в пункте 9 настоящей Инструкции, представляют в финансовое управление облисполкома, финансовый отдел райгорисполкома справку инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь об открытых заемщику, ссудополучателю в банках текущих (расчетных) счетах.

13. Днем выдачи займа, ссуды считается день перечисления денежных средств на счет заемщика, ссудополучателя или в оплату обязательств заемщика, ссудополучателя перед поставщиками товаров (работ, услуг).

Выдача займа, ссуды производится путем оплаты финансовым управлением облисполкома, финансовым отделом райгорисполкома через территориальные органы государственного казначейства платежных документов заемщика, ссудополучателя по их обязательствам перед поставщиками товаров (работ, услуг) по договорам, которые соответствуют цели предоставления займа, ссуды, в том числе в порядке авансовых платежей, а также путем перечисления средств на текущий (расчетный) счет заемщика, ссудополучателя для покрытия затрат, произведенных им за счет собственных средств.

14. Возврат займа, ссуды производится заемщиком, ссудополучателем в сроки, установленные в решении облисполкома о предоставлении займа, ссуды и договоре.

Заемщик, ссудополучатель могут досрочно (полностью или частично) возвратить заем, уплатить проценты за пользование им, возвратить ссуду.

Возврат займа, уплата процентов по нему, возврат ссуды могут быть осуществлены (полностью или частично) посредством заключения в установленном законодательством Республики Беларусь порядке договора перевода долга и уступки требования.

Заемщик, ссудополучатель при недостаточности средств для полного исполнения обязательства по возврату займа, ссуды в первую очередь погашают основную сумму долга, затем вносят проценты за пользование заемными средствами, после чего исполняют иные обязательства, вытекающие из договора.

15. Финансовое управление облисполкома, финансовый отдел райгорисполкома могут произвести зачет обязательств заемщика, ссудополучателя по возврату займа, уплате процентов по нему, возврату ссуды, уплате пени, а также задолженности по таким платежам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

16. При нарушении заемщиком, ссудополучателем установленных решением облисполкома и договором сроков возврата займа, ссуды начисляется пеня:

по займу, кроме процентов за пользование займом, предусмотренных в пункте 8 настоящей Инструкции, – в размере процентов, указанных в договоре, увеличенных в 1,5 раза;

по ссуде – в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день возникновения задолженности.

Начисление пени при нарушении заемщиком, ссудополучателем установленных сроков возврата займа, ссуды производится со дня, следующего за днем наступления обязательства по их возврату.

17. Неисполненные обязательства по возврату займа, уплате процентов по нему, возврату ссуды, уплате пени подлежат взысканию в бесспорном порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь, за исключением случая, установленного в пункте 18 настоящей Инструкции.

18. При неисполнении заемщиком, ссудополучателем обязательств по возврату займа, уплате процентов по нему, возврату ссуды финансовое управление облисполкома, финансовый отдел райгорисполкома в 10-дневный срок уведомляют об этом государственную страховую организацию, с которой заключен договор страхования ответственности за нарушение договора займа (ссуды) в соответствии с пунктом 6 настоящей Инструкции.

19. Заемщик, ссудополучатель несут ответственность за целевое использование займа, ссуды, своевременность их возврата, соблюдение иных условий предоставления займа, ссуды и ежемесячно представляют в финансовое управление облисполкома, финансовый отдел райгорисполкома и уполномоченным органам отчет.

Займы, ссуды, использованные заемщиком, ссудополучателем не по целевому назначению либо с нарушением иных условий их предоставления, подлежат возврату (взысканию) с применением мер согласно законодательству Республики Беларусь.

20. Контроль за надлежащим исполнением заемщиком, ссудополучателем обязательств по договору осуществляют уполномоченные органы, финансовое управление облисполкома, комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома в части выделения средств под создание новых рабочих мест и финансовый отдел райгорисполкома.

21. Финансовое управление облисполкома, финансовый отдел райгорисполкома ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в облисполком, райгорисполком отчет о состоянии расчетов по выданным займам, ссудам.