"Контролеры не беспокоят?" (Витебский рабочий от 29.10.2009 г.)

Многие, наверное, вздохнут с облегчением - свершилось! Указ Президента Республики Беларусь № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности» подписан. В полном объеме он вступит в силу 1 января 2010 года. А сколько до этого слышалось нареканий на бесконечные проверки! Больше всего от них «стонали» предприниматели. Одним приходилось на некоторое время приостанавливать производственный процесс, другим вообще прекращать деятельность. И совсем необязательно, чтобы в основе претензий контролирующих органов находились факты умышленного нарушения законодательства. Просто вести все хозяйственные дела, отслеживать процесс производства, руководить коллективом и заботиться о развитии и процветании своего предприятия обычным предпринимателям, зачастую не имеющим высшего экономического образования, согласитесь, достаточно сложно. Ошибки и упущения неминуемы. Но... разве они должны быть тормозом в развитии бизнеса? Конечно, нет. К пониманию этого сегодня пришли обе стороны: власть и субъекты экономики.

«ДАЙТЕ НАМ РАБОТАТЬ!»

Насколько коснулось «контрольное давление» субъектов хозяйствования? Мелких индивидуальных предпринимателей, занятых в непроизводственной сфере, - не слишком. В частности, как сообщила продавец обуви на Полоцком колхозном рынке и одновременно ИП Наталья, основные требования к ним - соответствие товара сертификатам и налоговые выплаты. Кстати, если месячная выручка меньше 20 налоговых единиц, — жди проверяющих. Значит, что-то нечисто. Хотя причиной может быть и плохая погода, и сезонная апатия у клиентов, упорно не желающих делать покупки. Но контролерам этого не докажешь.

Обувь - это одно, а продукты питания - совершенно другое. Естественно, здесь гораздо больше позиций, по которым у проверяющих органов могут возникнуть претензии. В данном случае не помешает отметить, что действия контролеров направлены на защиту нас - потребителей. Но опять же, настораживает количество ревизоров.

--Налоговая, ОБЭП, госконтроль, санстанция... Проверки одна за другой, - рассказывает продавщица отдела на том же рынке. Недели не проходит спокойно. Весы, гири, сертификаты качества, санитарные книжки...Мы стараемся соблюдать все нормы. Но пока все обвесят-перевесят, обследуют и изучат, уходит немало времени, а это наши деньги и услуги, недополученные покупателями.

Если производителей и реализаторов пищевых продуктов беспокоят, так сказать, по делу, то чем объясняется длительное присутствие проверяющих на только созданных или «молодых» предприятиях, специализирующихся на выпуске отнюдь не опасных в применении товаров? Обычная щепетильность в выполнении своих профессиональных обязанностей? Тогда почему подобные усилия направлены в основном на представителей частного бизнеса?

--На госпредприятия контролеры зачастую закрывают глаза, — высказывают общее мнение производи­тели мебели из ООО «Барай-камень», - к частникам же у них предвзятое отношение. Найти при желании какое-либо несоответствие в той же документации всегда возможно. Вот и находят. А потом штрафы, перепроверки. И как заниматься производством в такой обстановке? В общем, хотелось бы, чтобы нам просто дали работать.

Может, частный сектор действительно заслужил подобное отношение выходом за правовые рамки? Но отдельные случаи нарушений фиксируются и у государственных структур. Поэтому дифференцированный подход к каждому субъекту хозяйствования, отраженный в новом законодательном акте, направлен на установление равновесия в разных секторах экономики и на то, чтобы не только сократить количество препятствий на пути производственной мысли, но и стать символом соблюдения правовых норм.

«НАКАЗАНИЕМ ВОСПИТЫВАТЬ ВРЕДНО!»

Свое мнение «по поводу» высказали и представители областных структур, обслуживающих частный сектор экономики. Директор Витебского бизнес-центра поддержки предпринимательства Леонид ШУР отметил: - Изменение законодательства по совершенствованию контрольной деятельности назрело. Во-первых, данные меры являются составной частью либерализации экономики, упрощения административных процедур. С другой стороны, очень многие проверки были недостаточно обоснованны, из-за чего страдали субъекты хозяйствования. Не все можно опротестовать и объяснить. Недаром наш центр периодически готовил обоснования по освобождению от административной ответственности по Указу 481. Какие надежды связываем с нововведениями? Что все станет на свои места и в этой сфере будет порядок. Но одного нормативного акта недостаточно. Прежде всего, должны быть изменены условия ответственности. Если не причинен никакой ущерб государству и другим субъектам хозяйствования, гражданам, то какой смысл штрафовать на огромные суммы? Надо привести в соответствие размер нанесенного ущерба и размер взыскания. Нужно упорядочить подход к наказанию, а не оставлять его на усмотрение проверяющих, создавая тем самым условия для коррупции. Все пункты должны быть четкими, однозначными и понятными. И вообще, следовало бы уменьшить количество наказаний и показаний к ним. Кстати, многих из них можно было избежать, если бы предприниматели заходили иногда в Интернет и смотрели на сайте www.pravo.by изменения в правовых актах или приходили к нам. У нас лицензионная база данных, консультант юрист-лицензиат. На наш портал «Витебская область для бизнеса и инвестиций» присылает информацию, комментарии к законодательству Инспекция Министерства по налогам и сборам Витебской области. Заходите и читайте. По вопросам налогообложения в конце месяца планируем провести семинар. Возможности упрощенного налогообложения позволяют уменьшить и количество документов, и размер налогов, что соответственно приведет к уменьшению штрафных санкций.

Taxonomy upgrade extras: