Предприниматели и журналисты

Бизнес-сообщество Беларуси готовит очередную Национальную платформу бизнеса. К сожалению, предложения из прошлогодней приняты правительством в минимальном объеме. Индекс делового оптимизма находится на незначительном уровне. Наполовину выполнена президентская Директива о развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь. Макроэкономическая ситуация не стабильна, доступ к кредитам ограничен, иностранных инвесторов не много, приватизация осуществляется крайне медленно, с 2014 года вводятся новые налоги. Не приняты законы о государственно-частном партнерстве, саморегулируемых организациях.

С другой стороны, в нашей стране существует система поддержки предпринимательства. Имеется неплохое законодательство, активно действуют бизнес-союзы и субъекты поддержки предпринимательства, количество создаваемых бизнесов и их удельный вес в ВВП постоянно растут. Созданы режимы льготного ведения бизнеса в малых городах и сельской местности. Развивается стартап-движение, появляются частные бизнес-ангелы. Проводятся ежегодные конкурсы на лучшего предпринимателя и лучшее освещение тем предпринимательства в СМИ. Реализуются международные проекты с участием ПРООН, МФК, ЕС, USAID.

Действительно, с 2007 года очень многое изменилось к лучшему. Одно введение упрощенной системы налогообложения со ставкой 5% (с 2013 года) без НДС и не ведением бухучета чего стоит! Плюс заявительный принцип регистрации в сочетании с моментальностью данной процедуры значительно улучшили деловой климат.

Однако полной и окончательной победы капитализма не наблюдается. Непоследовательная стратегия государства, выражающаяся одновременно в расширении мер помощи предпринимательству и усилении государственного регулирования, приводит к тому, что республика тормозит в продвижении к экономической успешности по данным международных рейтингов (свободы, конкурентоспособности, инновационности и т.д.), снижется рентабельность, ухудшается платежеспособность.

Также необходимо отметить, что и официальные СМИ часто находятся в плену антирыночных стереотипов. Появляющиеся в них статьи редко являются проблемными и аналитическими. Надо признать, что официальная идеология имеет мало общего с либерализмом австрийской школы. Большинство позитивных материалов о бизнесе являются платными, не достаточно стимулируется создание своего дела.

Между тем, только независимая журналистика может быть честной и только свободное предпринимательство - социально ответственным. Исключительно в реформированной экономике создаются возможности для реализации делового и творческого потенциала без барьеров.

О необходимости ускоренного перехода к рыночной экономике, о сотрудничестве бизнеса и медиа много говорилось на 7 семинарах Витебского бизнес-центра, организованных для 12 молодых витебчан. Они стали участниками бесплатной программы в результате отбора и собеседований. Проект не состоял из одних лекций, семинаристы много упражнялись в маркетинге и саморазвитии, готовили проекты и выступали с презентациями. Студенты и предприниматели решали задачи и отгадывали загадки, тестировались и слушали выступления бизнес-гуру, играли и думали, тренировались и соревновались.

И действующие и будущие предприниматели и журналисты выступили с предложением создать группу в популярной социальной сети, на 29 января в ней уже 176 человек. Заходите на http://vk.com/club64407903. Читайте, скачивайте материалы, знакомьтесь, комментируйте. Построим будущее вместе.