Главная

Развивать инфраструктуру поддержки предпринимательства

Эссе на Конкурс рациональных предложений в рамках «Европейского межкультурного фестиваля -2013»

Сфера - малый и средний бизнес. Название – Инфраструктура поддержки.

 

Малый и средний бизнес, как показывает европейский опыт, является основой экономики развитых стран (число занятого населения – более 70%).

Несмотря на существенные шаги по совершенствованию бизнес-климата в Беларуси, осуществляемые с 2007 года, отметим не достаточный прогресс в данном направлении (число занятого населения – менее 30%).

И одной из важных причин отличающегося от ЕС делового климата является слабо развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, в том числе инновационного.

В Республике Беларусь постоянное и чрезмерное внимание уделяется не косвенной (через инфраструктуру), а прямой поддержке малого и среднего бизнеса, средств на которую постоянно не хватает, да и используются они иногда не по целевому назначению. Но гораздо важнее -проведение общих мероприятий для возникновения предприятий и развития конкуренции. Этими вопросами в Евросоюзе занимаются центры поддержки предпринимательства, центры трансфера технологий, инкубаторы малого предпринимательства и технопарки (ЦПП, ЦТТ, ИМП, ТП). Формально они присутствуют и в Беларуси, но не координируются даже на уровне областей. Так создано 80 ЦПП, 10 ИМП, 10 ТП, 5 ЦТТ, которые работают с разной, но в целом с недостаточно высокой отдачей. При этом оценка их деятельности осуществляется преимущественно по непосредственным финансовым результатам (выручке, прибыли и зарплате), а не по количеству и качеству оказанного сервиса и его косвенному эффекту (числу созданных фирм, их налогам и инвестициям, рабочим местам и др.). Многие субъекты инфраструктуры имеют частную форму собственности, тем не менее приоритетное обеспечение дается государственным фирмам, что приводит к неравным условиям.

К сожалению, большинство малых и средних компаний нашей страны не только в силу политических причин, а прежде всего несовершенного законодательства и отсутствия бизнес-традиций (в ЕС система регулирования и поддержки МСБ начала складываться с 70-х годов XX века), остается вне сферы сотрудничества с партнерами на европейском континенте. И здесь существенную роль могли бы сыграть белорусские ЦПП, ЦТТ, ИМП, ТП. Несмотря на то, что по закону основной уставной целью центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства является не прибыль, а поддержка предпринимательства, им государством не предоставлены существенные льготы для постоянного бесплатно или льготного сопровождения предпринимательства. Еще хуже обстоит ситуация у субъектов инновационной инфраструктуры, которым государственная поддержка не гарантирована. А они должны были бы бесплатно или за символическое вознаграждение заниматься информированием, консультированием, обучением в сферах менеджмента и стартапов, маркетинга и экспорта, инноваций и инвестиций.

ОДО “Витебский бизнес-центр”, являясь одним из первых центров поддержки предпринимательства (1994 г.) и единственным частным субъектом инновационной инфраструктуры (2010 г.), на себе в полной мере ощущает все несовершенства правового поля, обязывающего помогать предпринимателям и инноваторам без обязательного предоставления государственных преференций. При этом имеющиеся успехи и перспективы можно квалифицировать как достижения зачастую вопреки среде, подробно см. www.vitinvest.by.

По примеру ЕС, для отечественных субъектов необходим государственный заказ на некоммерческие виды деятельности, которыми являются поддержка предпринимательства и организация коммерциализации инноваций. При этом упор необходимо сделать на развитие стартап-движения, повышение квалификации (на примере успешных деловых практик ЕС и РБ), содействие контактам с местными и европейскими венчурными инвесторами. Для развития межфирменного сотрудничества в рамках Евросоюза было создано Бюро по сближению предприятий, действует Европейская ассоциация венчурного капитала, способствующая развитию малых совместных фирм. У нас только на уровне столицы действует Белорусская ассоциация венчурных инвесторов (www.bavin.by), специализированные венчурные фирмы и гарантийные фонды отсутствуют.

Местные организации несколько раз реализовывали проекты по инфраструктурному развитию (БСПН им. Кунявского, Гомельское агентство экономического развития), однако в силу консерватизма властей и недостаточной авторитетности инициаторов реформы по становлению устойчивой инфраструктуры так и не состоялись в Беларуси. Рухнул созданный по инициативе ПРООН союз БСБИ (бизнес-центров и бизнес-инкубаторов). Филиалы и представительства Республиканского центра трансфера технологий в отличие от головного офиса мало результативны.

Существенным будет замечание по поводу отличия бизнес-союзов, ТПП и профессиональных консалтеров от субъектов такой инфраструктуры. У каждого из этих компонентов имеется своя серьезная роль, не всегда правильно понимаемая на республиканском и региональном уровне в Беларуси. Должны быть ведущая к профессионализму специализация, равномерное продвижение различных секторов бизнес-инфраструктуры.

И тут мнения и советы зарубежных экспертов будут чрезвычайно полезными. Например, интересен опыт польской инфраструктуры (ЦПП и ИМП).

В ЕС такие организации интегрированы в сети и помимо внутристранового взаимодействия успешно содействуют и международному сотрудничеству. Так, в рамках программы “Entrepreneurship and Innovation Programme” создана Европейская сеть поддержки предпринимательства (Enterprise Europe Network — EEN), которая объединяет около 250 региональных консорциумов (центры трансфера, бизнес-инновационные центры, ТПП, агентства развития и т.п.), оказывающих МСП интегрированные услуги в области поддержки развития бизнеса и инноваций, включая услуги по информированию, поддержке бизнес-кооперации, интернационализации предприятий, передачи знаний и технологий, по обеспечению участия МСП в рамочных программах ЕС (7РП, CIP). Такого рода сеть, аналогичную российской (RuBIN) предлагается создать и на базе пока не работающей Белорусской бизнес-инновационной сети (http://ictt.by/rus/Default.aspx?tabid=804). Также не функционирует и сайт инфраструктуры поддержки предпринимательства http://svoedelo.by/, регулярное вертикальное и горизонтальное взаимодействие не отлажено.

В 2012 году ОДО “Витебский бизнес-центр” разработало справочно-аналитическое пособие предпринимателя-инноватора, разметив его в свободном доступе на http://www.vitinvest.by/category/%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1... Считаем, что реализация рекомендаций из данного пособия содействовала бы развитию предпринимательства и инноваций в Беларуси, а также международному сотрудничеству. Однако для принятия конкретных решений не хватает европейских примеров воплощения предложенных мероприятий и образцов нормативных актов.

Взаимодействие с коллегами из европейских структур привело бы к развитию недостаточно сформировавшихся в республике таких бизнес-направлений, как франчайзинг, субконтрактация, социальное предпринимательство и т.д. Также нам пригодился бы опыт Испании по стимулированию занятия своим делом среди молодежи, женщин, мигрантов, лиц пожилого возраста и безработных.

Партнерские связи могли бы быть установлены за счет установления постоянных информационно-консультационных связей в рамках различных программ (BC-Net - конфиденциальный поиск партнёров за рубежом, в т.ч. за пределами ЕС; BRE - открытый подбор партнёров для создания совместных предприятий Interprise - поощрение прямых связей и соглашений между предпринимателями стран Европы и других). Предлагается рассмотреть вопрос об открытии представительств европейских центров и бюро развития бизнеса и инноваций в РБ.

Взаимное продвижение территорий для бизнеса, конкретных стартап-идей и бизнес-проектов будет способствовать успешному региональному и деловому развитию. Для усиления конкурентоспособности бизнеса полезно было бы взаимодействие через инфраструктуру между учеными и предпринимателями ЕС и РБ в целях формирования открытых баз данных технологических запросов и предложений, проведения инновационных форумов малого и среднего бизнеса, сопровождения для внедрения уже имеющихся инноваций. Полезен итальянский опыт внедрения кластеров (с участием вузов), ядром которых становились бы субъекты инфраструктуры. Немецкие программы поддержки предпринимательства для белорусов могли бы стать модельными в целом и по темам экологии и энергосбережения. К сожалению, республиканская и региональные программы поддержки предпринимательства и инноваций в Беларуси часто не имеют финансов на выполнение мероприятий, системности, научной обоснованности, предварительного веб-обсуждения, охвата широкой аудитории, общественного контроля за выполнением. Во многих других стратегических правовых документах ЦПП, ЦТТ, ИМП, ТП часто отсутствуют.

Белорусские субъекты инфраструктуры могли бы стать пропагандистами полезного европейского опыта. Например, в Интернет-стране Эстонии регистрацию субъекта хозяйствования можно осуществить за 18 минут, электронная подпись и декларирование налогов являются бесплатными, в открытом доступе присутствуют годовые отчеты компаний и многие полезные бизнесу базы данных. Необходимо использовать и французский подход по предотвращению банкротств, предоставление второго шанса банкротам в бизнесе.

Средства на данные проекты субъекты местной инфраструктуры могли бы привлекать в конкурсах грантов, проводимых в рамках ЕС. При этом и отечественной и европейской бюрократии крайне полезно было существенно упростить и ускорить процедуры получения грантов, а европейским фондам чаще проводить специальные проекты по развитию взаимодействия инфраструктур различных стран.

Конкретные виды данной активности прежде всего следует осуществлять на базе Интернет, а в перспективе и мобильной связи. Интересно дистанционное образование и консультирование от EEN и других потенциальных партнеров (вебинары, видеоконференции) и формируемые на данной основе совместные и собственные программы. Но и традиционные мероприятия (встречи, выставки, поездки, стажировки, очные открытые и корпоративные семинары) также будут очень полезны. При этом Министерству экономики РБ стоит расширить перечень статей расхода, компенсируемых субъектам инфраструктуры из бюджета, включив в них расходы на транспорт и командировки, интернет и мобильную связь.

Такую работу следует организовать не только на уровне Минска, но и во всех регионах страны (отметим относительно чрезмерное развитие бизнеса в столице республики). ОДО “Витебский бизнес-центр”, например, аккредитовано программой BAS ЕБРР по оказанию услуг по бизнес-планам и маркетингу, однако высокие цены на консалтинг (от 2000 евро) препятствуют получению грантов малыми и средними предприятиями Витебской области.

В 2013 году Еврокомиссия ЕС представила новый план действий по поддержке предпринимателей и проведения коренных изменений в предпринимательской культуре Европы, важно дополнить или наполнить его в том числе и мероприятиями по деловому добрососедству. Интернационализация предпринимательской деятельности будет выгодна и Беларуси и Евросоюзу, европейские ценности рынка и партнерства (между странами, государством и бизнесом, наукой и бизнесом и т.п.) станут более значимы и в нашей стране.

Таким образом, выводы. Беларусь занимает не остров, а место в центре Европы. Нужно дружить, обмениваться опытом, подтягивая белорусскую правовую и деловую среду до цивилизованного уровня. Только создав опорные точки для бизнеса и выстроив их офлайн и онлайн взаимодействие, можно достигнуть поставленных целей.

 

Центр поддержки предпринимательства, центр трансфера технологий ОДО “Витебский бизнес-центр”

Директор Леонид Шур +375 29 713 83 94

 

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

 Центр поддержки предпринимательства (с 1994) Центр трансфера технологий (с 2010) ОДО «Витебский бизнес-центр»  УНП 391271602
210026, Витебск, ул. Пушкина, дом 6, 2 этаж, комн. 219.

Время работы ПН-ПТ, 9-18 часов, обед 13-14 часов. vitbiz@mail.ru

Остановки автобусов, троллейбусов, маршруток: к железнодорожному и автобусному вокзалам - Драмтеатр, к летнему амфитеатру – универмаг. Автомобильная парковка возле гостиницы “Витебск”. Здание напротив универмага через улицу Замковую  (вход в здание с торца напротив Драмтеатра и недалеко от памятника Машерову), переход налево по 1 этажу и на 2 этаж.