Советы для хорошего бизнес-плана

Бизнес-планы нужны для самого предприятия – в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности, инвесторов – для привлечения инвестиций и органов государственного управления – для государственной поддержки (или разрешений). 

Бизнес-план делается прежде всего не для вышестоящей организации, а для собственного развития.  Ведь имея качественный проект, надо лишь проявлять настойчивость по достижению поставленных задач и вовремя реагировать на изменения внешней среды (законодательства и рынка).

Но как же добиться того, чтоб составляемые бизнес-планы действительно обеспечивали экономическое оздоровление предприятий?

1. Сперва необходимо обследование и постановка диагноза. Производится SWOT-анализ, оценка финансового состояния (проверка на соответствие значений коэффициентов ликвидности и обеспеченности собственными средствами нормативным значениям), аудит маркетинга, исследование эффективности производства и управления. На их основании должны вырабатываться стратегии бизнеса, инвестиций, маркетинга, инноваций и реструктуризации.

2. Конечно, необходимо пользоваться методикой, утвержденной приказом Министерства экономики . Надо быть крайне внимательным.

3. При отсутствии средств на разработку бизнес-планов приобретать литературу по менеджменту, маркетингу, бизнес-стратегии известных зарубежных авторов.

4. Расчеты выполнять нужно не на калькуляторе, а как минимум в электронных таблицах (еще лучше в специальной программе) для нахождения оптимальных вариантов методом проб и ошибок. При этом делается расчет 3 сценариев – оптимистического, пессимистического и реалистического, в каждом значение финансовых коэффициентов должно соответствовать нормативным значениям: безубыточность – ниже 50%, чистый денежный доход больше нуля, индекс доходности больше единицы и т.д. 

5. Все субъекты хозяйствования наряду с автоматизацией бухгалтерского учета должны компьютеризировать экономику, то есть внедрить бюджетирование - систему непрерывного бизнес-планирования и финансового анализа.

6. Имея составленный на компьютере годовой план, его можно подразделять на отдельные проекты для привлечения инвестиций, совпадающие с центрами ответственности, возглавляемыми компетентными управляющими. Поэтому на предприятиях обязательно должен быть внедрен контроллинг - современный метод управления затратами. 

7. Нужно обращаться к профессиональным консультантам. Например, к специалистам Центра поддержки предпринимательства ОДО "Витебский бизнес-центр"

Адрес – Витебск, ул. Пушкина,  6, к. 214, 215. телефон/факс (0212) 36-05-08, 36-00-96, моб. (029) 713-83-94

Год создания – 1994. Основной вид деятельности – разработка и экспертиза всех форм и видов бизнес-планов. (разработчик большинства проектов в Витебской области).

Другие услуги - маркетинг (обучение, презентации, планы, реклама в Интернет), финансовый менеджмент (бюджетирование, финансовый анализ, управление затратами). 

Сотрудники ЦПП имеют специальное высшее образование (экономика, математика, право), международные сертификаты МФК по бизнес-планированию, паблик рилейшнс и управлению затратами, менеджменту, предпринимательству. 

Леонид Шур, руководитель ОДО "Витебский бизнес-центр"