5.Рекомендации

Государственному комитету по науке и технологиям, Министерству экономики Республики Беларусь

В целях перехода на инновационный путь экономического развития и активизации инновационной деятельности МСП необходима разработка и реализация республиканской, региональных и отраслевых стратегий инновационного развития в целом и МСП в частности. Инновационное развитие улучшать за счет совершенствования законодательства в целях развития частно-государственного партнерства, сотрудничества науки и предпринимательства.

Законодательно гарантировать и увеличить государственную поддержку центрам трансфера технологий (в отличие от коммерциализации инноваций трансфер технологий часто является платной услугой) и центрам поддержки предпринимательства (поддержка предпринимательства в формах информации, консультаций, обучения должна оказываться безвозмездно, как в США и Европе).

В рамках Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства предусмотреть развитие франчайзинга для тиражирования местных успешных инновационных бизнесов и использования передового отечественного и зарубежного опыта.

Внести изменения в Положение о порядке проведения открытого конкурсного отбора и экспертизы проектов (работ), финансируемых за счет средств инновационного фонда Государственного комитета по науке и технологиям (ГКНТ) Республики Беларусь, предусмотрев возможность участия в конкурсе всех субъектов инновационной инфраструктуры.

Для совершенствования системы нормативного правового регулирования инновационной деятельности подготовить изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2009 г. №518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» в части установления понижающих коэффициентов за арендуемые площади юридическим лицам, являющимся субъектами инновационной инфраструктуры (технопарки, центры трансфера технологий), в размере 0,1.

Для стимулирования инновационной и предпринимательской деятельности подготовить изменения в Налоговый Кодекс Республики Беларусь: установить ставки налога на прибыль в размере 10 процентов от прибыли при общей системе налогообложения или ставки в размере 3 процента от выручки при упрощенной системе налогообложения для технопарков и их резидентов, центров трансфера технологий, центров поддержки предпринимательства, инкубаторов малого предпринимательства и их резидентов.

Для увеличения внебюджетного финансирования и расширения международного сотрудничества отменить Указ № 300 от 1 июля 2005 г. и упростить получение иностранной безвозмездной помощи (Декрет Президента Республики Беларусь 28 ноября 2003 г. № 24) для инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки МСП, бизнес-союзов.

Для создания равных условий хозяйствования и формирования национальной сети коммерциализации технологий провести приватизацию государственных субъектов инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Витебским облисполкому и горисполкому предлагается ежеквартально проводить мониторинг выполнения программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на заседаниях советов по развитию предпринимательства, ежегодно участвовать в Республиканском конкурсе «Лучший город (район) и область для бизнеса Беларуси», проводимом СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства» совместно с ОО «АНП» при поддержке Министерства экономики Республики Беларусь.

На сайте Витебского облисполкома создать раздел «Инновации», в котором размещать информацию об инновационной инфраструктуре, инновационном законодательстве и инновационных мероприятиях.

Инновационная инфраструктура региона должна финансироваться из инновационного фонда Витебского облисполкома.

За счет средств РНТП и Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства предлагается субъектам инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в целях увеличения экспорта, импортозамещения, субконтрактации, развития малого и среднего предпринимательства, привлечения инвестиций ежегодно проводить:

• исследования региональной инновационной системы для разработки региональной инновационной стратегии,

• мониторинг производственной, научно-технической кооперации и трансфера технологий субъектов предпринимательства,

• мониторинг научно-технической кооперации и трансфера технологий организаций, применяющих НИОКР.

В портале «Витебская область для бизнеса и инвестиций» размещать базы данных инвестиционных запросов и предложений и базу инновационных запросов субъектов малого и среднего предпринимательства.

ИТА НАНБ совместно с УО «ПГУ» вести открытую базу инновационных предложений ВУЗов.

 

Для усиления инновационного потенциала региона подпрограмму «Северная столица» Региональной программы инновационного и инвестиционного развития Витебской области на 2011 - 2015 годы предлагается модернизировать с учетом методики шести «И»:

• имидж (формирование позитивного образа Витебска (изучение и продвижение, в том числе брэндинг), предпринимательства и инноваций, в том числе через тиражирование историй успеха, систему поощрений),

• информация (система постоянного обеспечения через сайты, СМИ, рассылки, индивидуальные встречи и коллективные мероприятия),

• изучение (подготовка, переподготовка, самоподготовка менеджеров и специалистов по инновациям и предпринимательству),

• инициатива (без создания новых инновационных предприятий и развития действующих как инновационных невозможна реализация стратегии),

• инфраструктура инновационная и поддержки малого и среднего предпринимательства (государственная поддержка, в том числе для облегчения получения международной),

• инвестиции (активизация привлечения местного и иностранного частного капитала в инновационные проекты).

Указанную методику также рекомендуется рассмотреть и на национальном уровне.

В целях формирования институциональной среды, благоприятной для интенсивного инновационного развития, предусмотреть:

• ежегодные задания райгорисполкомам по созданию субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства;

• необходимую финансовую и организационно-информационную поддержку для обеспечения подготовки и реализации мероприятий по организации в регионах сети startup-школ и проведению регулярных интерактивных конкурсов инновационных бизнес-проектов для начинающих предпринимателей с обязательным участием частных инвесторов.

 

Для повышения эффективности системы управления научно-технической и инновационной деятельностью создать Общественно-консультативный совет по созданию новых предприятий, производств и технологий при Витебском облисполкоме с участием представителей субъектов предпринимательской деятельности, инновационной инфраструктуры и их объединений.

Для содействия привлечению инвестиций в научно-техническую и инновационную сферы создать в открытом доступе с регулярным обновлением интернет-базы данных об инвестиционных проектах, объектах промышленной недвижимости, инвестиционных площадках, инновационных предложениях и запросах, земельных участках для продажи или аренды и другом.

 

Для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства, развития государственно-частного партнерства в инновационной сфере:

• предоставление (после экспертизы) физическим и юридическим лицам, являющимся патентообладателями, инновационных ваучеров и грантов для коммерциализации перспективных объектов интеллектуальной собственности;

• расширение доступа к кредитным ресурсам, упрощение их выдачи субъектам малого предпринимательства, создание программ start-up и других;

• широкое использование механизмов косвенной финансовой помощи (частичное субсидирование разработки бизнес-планов субъектам инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства), компенсация части процентных ставок по кредитованию предпринимательства, формирование на региональном уровне гарантийных (залоговых) фондов, расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам путем использования механизмов лизинга и франчайзинга.

Развитие государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сферах предусматривает организацию взаимодействия между органами государственного управления всех уровней, некоммерческими объединениями предпринимателей и субъектами инновационной инфраструктуры.

В практику взаимодействия органов государственного управления и предпринимательского сектора должны быть внедрены такие инструменты государственно-частного партнерства, как:

• государственный заказ субъектам инновационной инфраструктуры на инкубирование и развитие созданных субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства;

• концессия на использование субъектами инновационной инфраструктуры объектов государственной собственности.

 

Для содействия развитию инновационной инфраструктуры необходимо:

• развитие материально-технической и финансовой базы всех субъектов инновационной инфраструктуры за счет инновационного фонда, бюджета, грантов;

• укрепление и развитие кадрового потенциала субъектов инновационной инфраструктуры;

• организация взаимодействия с государственными органами, некоммерческими объединениями и международными организациями;

• развитие международного сотрудничества и внедрение достижений передового мирового опыта поддержки предпринимательства.

 

Механизм реализации государственной политики в сфере развития инновационной инфраструктуры включает:

• предоставление государственной поддержки, в том числе финансовой, консультационной и информационно-правовой, обучение персонала, организационное содействие в подготовке и проведении рекламно-информационных мероприятий, семинаров, выставок, презентаций, конференций, контактно-кооперационных бирж, инновационных ярмарок и конкурсов инновационных идей и проектов;

• реализацию программ и проектов международной технической помощи (сотрудничество органов государственного управления и субъектов инновационной инфраструктуры).

 

Для развития системы инновационно-технологического аудита:

• создание облисполкомом отраслевых экспертных комиссий по проведению инновационно-технологического аудита;

• формирование реестра экспертов в различных областях науки, технологий, видов деятельности для привлечения к работам по проведению инновационно-технологического аудита;

• оценка результатов инновационно-технологических аудитов организаций на заседаниях государственных научно-технических экспертных советов по приоритетным направлениям научно-технической деятельности для принятия на их основе соответствующих решений.

 

Для развития системы информационного обеспечения:

• информационное обеспечение через средства массовой информации (подготовка телевизионных тематических передач, проведение круглых столов с обсуждением актуальных проблем развития научно-технической деятельности, использование «прорывных» технологий в экономике);

• организация и проведение научно-технических выставок, конференций, симпозиумов и семинаров;

• издательская деятельность по вопросам развития научно-технического прогресса.

 

ВУЗам рекомендуется:

• обеспечить рыночную ориентацию разработок,

• взаимодействовать с малыми и средними предприятиями через инновационный кластер, ядром которого будет центр трансфера технологий (далее - ЦТТ) ОДО «Витебский бизнес-центр» (в т.ч. vitinvest.by), и напрямую через проведение встреч, размещение информации об инновационных возможностях.

 

Предлагаемые мероприятия сотрудничества ВУЗов с ЦТТ разработаны на основе рекомендаций эксперта по коммерциализации инноваций Кена Портера (США) в Витебске в 2011 году:

? заключение эксклюзивных договоров по внедрению инноваций и проведению исследований рынков, включая соглашения о конфиденциальности и взаимные передачи материалов,

? выбор стратегий действий и защиты интеллектуальной собственности, согласованной с целями и ценностями ВУЗов,

? подготовка стандартных форм печатных и электронных документов – описание изобретений, анализа патента, заявки найма патентных поверенных, заявок на НИР, контрактов по передаче лицензий,

? разработка стандартных процедур для управления объектами промышленной собственности,

? анализ и оценка описаний изобретений с коммерческой точки зрения, определение целесообразности внедрения изобретений,

? публикация руководства изобретателя, инноватора, в том числе на сайтах ВУЗов,

? формирование ЦТТ бизнес-комитетов (5-6 человек) из экспертов и руководителей предприятий Витебской области, заинтересованных во внедрении инноваций ВУЗов (оценка новых технологических предложений, коммерциализация и инвестирование),

? размещение информации в Интернет, международных базах данных и сетях трансфера технологий,

? помощь в коммерциализации научно-технической и (или) инновационной деятельности, помощь в создании инновационных предприятий с использованием разработок ВУЗов,

? сделки с правами на результаты научно-технической деятельности ВУЗов, интервьюирование заинтересованных лиц для определения их целей, ценностей, проблем, сбор и суммирование всех комментариев,

? поиск потенциальных инвесторов и партнеров,

? организация стартап-школ и стартап-уикендов, инвестуикендов,

? информирование штата, студентов, власти области по вопросам интеллектуальной собственности,

? мониторинг активности изобретений и заключения лицензионных договоров, включая базу данных и финансирование,

? создание баз данных (изобретения, патентование, маркетинг по техническим разделам),

? ведение базы данных технологических предложений ВУЗов, индексация всей информации по интеллектуальной собственности,

? развитие бизнес-планирования внебюджетной деятельности ВУЗов,

? создание «живых лабораторий» для внедрения инноваций (с участием студентов разных специальностей – маркетолог, патентовед, специалист и др.),

? создание образовательных программ (инноватика, трансфер технологий, коммерциализация инноваций, инновационое предпринимательство), в том числе по реализации сотрудничества между ЦТТ и ВУЗами.

 

Малым и средним предприятиям рекомендуется:

• проводить анализ внедрения инноваций и разрабатывать бизнес-планы инновационных проектов (в том числе с участием консультантов),

• применять инновации в технологии, менеджменте, маркетинге, финансах,

• самостоятельно разрабатывать и покупать права на пользование лицензиями,

• приглашать разработчиков к совместному использованию интеллектуальной собственности (с ее оценкой, регистрацией договоров в патентном органе),

• создавать инновационные группы, подразделения и выделять дочерние инновационные предприятия,

• вступать в бизнес-союзы для объединения усилий и продвижения интересов,

• создавать альянсы с местными и зарубежными технологически-ориентированными партнерами,

• сотрудничать с инновационной инфраструктурой и инфраструктурой поддержки малого и среднего предпринимательства,

• выпускать инновационные товары, выходить на новые рынки,

• развивать в Витебске сферу услуг для населения,

• активнее использовать современные информационные технологии.

 

ВУЗы вправе экспортировать свои инновационные разработки для выпуска наукоемкой продукции в других странах (стратегия «заимствования»), а предприятия – приобретать зарубежные лицензии на высокоэффективные технологии для освоения производства продукции новых поколений (стратегия «переноса»). Такие стратегии бывают выгодными, но не используют местный потенциал и возможности синергии, имеют существенные риски применения (культурные, юридические, маркетинговые, финансовые, технические, патентные). Поэтому основной стратегией инновационного развития предпринимательства Витебска должна стать самая прибыльная и наименее рискованная стратегия, которая основывается на использовании собственного научного и делового потенциала региона. Такая стратегия «наращивания» будет ориентирована на преимущественно внешний спрос (экспорт инновационной продукции, произведенной на основе научных разработок).

 

Трудности с подготовкой данного пособия были вызваны: закрытостью и поэтому недостаточной востребованностью многих инноваций на малых и средних предприятиях и ВУЗах; часто слабым пониманием необходимости сотрудничества между наукой и бизнесом, бизнесом и государством; низким уровнем поддержки предпринимательства и инноваций, а также соответствующей инфраструктуры. Такая ситуация типична для регионов страны, а более высокий инновационный потенциал Минска вызван исключительно столичным статусом. Преодолеть данные барьеры, усилить предпринимательство и сделать инновации более открытыми (для коммерческого сотрудничества и тиражирования передового опыта) призвана и совместная инициатива ОДО «Витебский бизнес-центр», Витебского горисполкома и ОО «Ассоциация нанимателей и предпринимателей».

 

Совместная инициатива «Разработка стратегии инновационного развития малого и среднего предпринимательства г.Витебск» реализуется при финансовой поддержке Фонда «Евразия» за счет средств Агентства США по международному развитию USAID. Мнения, высказанные в ходе реализации Инициативы, являются исключительной ответственностью ОДО «Витебский бизнес-центр» и ни при каких обстоятельствах не могут рассматриваться в качестве отражающего позицию Фонда «Евразия» либо Агентства США по международному развитию (USAID).