Главная

Государственному комитету по науке и технологиям, Министерству экономики Республики Беларусь

В целях перехода на инновационный путь экономического развития и активизации инновационной деятельности МСП необходима разработка и реализация республиканской, региональных и отраслевых стратегий инновационного развития в целом и МСП в частности. Инновационное развитие улучшать за счет совершенствования законодательства в целях развития частно-государственного партнерства, сотрудничества науки и предпринимательства.

Законодательно гарантировать и увеличить государственную поддержку центрам трансфера технологий (в отличие от коммерциализации инноваций трансфер технологий часто является платной услугой) и центрам поддержки предпринимательства (поддержка предпринимательства в формах информации, консультаций, обучения должна оказываться безвозмездно, как в США и Европе).

В рамках Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства предусмотреть развитие франчайзинга для тиражирования местных успешных инновационных бизнесов и использования передового отечественного и зарубежного опыта.

Внести изменения в Положение о порядке проведения открытого конкурсного отбора и экспертизы проектов (работ), финансируемых за счет средств инновационного фонда Государственного комитета по науке и технологиям (ГКНТ) Республики Беларусь, предусмотрев возможность участия в конкурсе всех субъектов инновационной инфраструктуры.

Для совершенствования системы нормативного правового регулирования инновационной деятельности подготовить изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2009 г. №518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» в части установления понижающих коэффициентов за арендуемые площади юридическим лицам, являющимся субъектами инновационной инфраструктуры (технопарки, центры трансфера технологий), в размере 0,1.

Для стимулирования инновационной и предпринимательской деятельности подготовить изменения в Налоговый Кодекс Республики Беларусь: установить ставки налога на прибыль в размере 10 процентов от прибыли при общей системе налогообложения или ставки в размере 3 процента от выручки при упрощенной системе налогообложения для технопарков и их резидентов, центров трансфера технологий, центров поддержки предпринимательства, инкубаторов малого предпринимательства и их резидентов.

Для увеличения внебюджетного финансирования и расширения международного сотрудничества отменить Указ № 300 от 1 июля 2005 г. и упростить получение иностранной безвозмездной помощи (Декрет Президента Республики Беларусь 28 ноября 2003 г. № 24) для инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки МСП, бизнес-союзов.

Для создания равных условий хозяйствования и формирования национальной сети коммерциализации технологий провести приватизацию государственных субъектов инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Витебским облисполкому и горисполкому предлагается ежеквартально проводить мониторинг выполнения программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на заседаниях советов по развитию предпринимательства, ежегодно участвовать в Республиканском конкурсе «Лучший город (район) и область для бизнеса Беларуси», проводимом СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства» совместно с ОО «АНП» при поддержке Министерства экономики Республики Беларусь.

На сайте Витебского облисполкома создать раздел «Инновации», в котором размещать информацию об инновационной инфраструктуре, инновационном законодательстве и инновационных мероприятиях.

Инновационная инфраструктура региона должна финансироваться из инновационного фонда Витебского облисполкома.

За счет средств РНТП и Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства предлагается субъектам инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в целях увеличения экспорта, импортозамещения, субконтрактации, развития малого и среднего предпринимательства, привлечения инвестиций ежегодно проводить:

• исследования региональной инновационной системы для разработки региональной инновационной стратегии,

• мониторинг производственной, научно-технической кооперации и трансфера технологий субъектов предпринимательства,

• мониторинг научно-технической кооперации и трансфера технологий организаций, применяющих НИОКР.

В портале «Витебская область для бизнеса и инвестиций» размещать базы данных инвестиционных запросов и предложений и базу инновационных запросов субъектов малого и среднего предпринимательства.

ИТА НАНБ совместно с УО «ПГУ» вести открытую базу инновационных предложений ВУЗов.

 

Для усиления инновационного потенциала региона подпрограмму «Северная столица» Региональной программы инновационного и инвестиционного развития Витебской области на 2011 - 2015 годы предлагается модернизировать с учетом методики шести «И»:

• имидж (формирование позитивного образа Витебска (изучение и продвижение, в том числе брэндинг), предпринимательства и инноваций, в том числе через тиражирование историй успеха, систему поощрений),

• информация (система постоянного обеспечения через сайты, СМИ, рассылки, индивидуальные встречи и коллективные мероприятия),

• изучение (подготовка, переподготовка, самоподготовка менеджеров и специалистов по инновациям и предпринимательству),

• инициатива (без создания новых инновационных предприятий и развития действующих как инновационных невозможна реализация стратегии),

• инфраструктура инновационная и поддержки малого и среднего предпринимательства (государственная поддержка, в том числе для облегчения получения международной),

• инвестиции (активизация привлечения местного и иностранного частного капитала в инновационные проекты).

Указанную методику также рекомендуется рассмотреть и на национальном уровне.

В целях формирования институциональной среды, благоприятной для интенсивного инновационного развития, предусмотреть:

• ежегодные задания райгорисполкомам по созданию субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства;

• необходимую финансовую и организационно-информационную поддержку для обеспечения подготовки и реализации мероприятий по организации в регионах сети startup-школ и проведению регулярных интерактивных конкурсов инновационных бизнес-проектов для начинающих предпринимателей с обязательным участием частных инвесторов.

 

Для повышения эффективности системы управления научно-технической и инновационной деятельностью создать Общественно-консультативный совет по созданию новых предприятий, производств и технологий при Витебском облисполкоме с участием представителей субъектов предпринимательской деятельности, инновационной инфраструктуры и их объединений.

Для содействия привлечению инвестиций в научно-техническую и инновационную сферы создать в открытом доступе с регулярным обновлением интернет-базы данных об инвестиционных проектах, объектах промышленной недвижимости, инвестиционных площадках, инновационных предложениях и запросах, земельных участках для продажи или аренды и другом.

 

Для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства, развития государственно-частного партнерства в инновационной сфере:

• предоставление (после экспертизы) физическим и юридическим лицам, являющимся патентообладателями, инновационных ваучеров и грантов для коммерциализации перспективных объектов интеллектуальной собственности;

• расширение доступа к кредитным ресурсам, упрощение их выдачи субъектам малого предпринимательства, создание программ start-up и других;

• широкое использование механизмов косвенной финансовой помощи (частичное субсидирование разработки бизнес-планов субъектам инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства), компенсация части процентных ставок по кредитованию предпринимательства, формирование на региональном уровне гарантийных (залоговых) фондов, расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам путем использования механизмов лизинга и франчайзинга.

Развитие государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сферах предусматривает организацию взаимодействия между органами государственного управления всех уровней, некоммерческими объединениями предпринимателей и субъектами инновационной инфраструктуры.

В практику взаимодействия органов государственного управления и предпринимательского сектора должны быть внедрены такие инструменты государственно-частного партнерства, как:

• государственный заказ субъектам инновационной инфраструктуры на инкубирование и развитие созданных субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства;

• концессия на использование субъектами инновационной инфраструктуры объектов государственной собственности.

 

Для содействия развитию инновационной инфраструктуры необходимо:

• развитие материально-технической и финансовой базы всех субъектов инновационной инфраструктуры за счет инновационного фонда, бюджета, грантов;

• укрепление и развитие кадрового потенциала субъектов инновационной инфраструктуры;

• организация взаимодействия с государственными органами, некоммерческими объединениями и международными организациями;

• развитие международного сотрудничества и внедрение достижений передового мирового опыта поддержки предпринимательства.

 

Механизм реализации государственной политики в сфере развития инновационной инфраструктуры включает:

• предоставление государственной поддержки, в том числе финансовой, консультационной и информационно-правовой, обучение персонала, организационное содействие в подготовке и проведении рекламно-информационных мероприятий, семинаров, выставок, презентаций, конференций, контактно-кооперационных бирж, инновационных ярмарок и конкурсов инновационных идей и проектов;

• реализацию программ и проектов международной технической помощи (сотрудничество органов государственного управления и субъектов инновационной инфраструктуры).

 

Для развития системы инновационно-технологического аудита:

• создание облисполкомом отраслевых экспертных комиссий по проведению инновационно-технологического аудита;

• формирование реестра экспертов в различных областях науки, технологий, видов деятельности для привлечения к работам по проведению инновационно-технологического аудита;

• оценка результатов инновационно-технологических аудитов организаций на заседаниях государственных научно-технических экспертных советов по приоритетным направлениям научно-технической деятельности для принятия на их основе соответствующих решений.

 

Для развития системы информационного обеспечения:

• информационное обеспечение через средства массовой информации (подготовка телевизионных тематических передач, проведение круглых столов с обсуждением актуальных проблем развития научно-технической деятельности, использование «прорывных» технологий в экономике);

• организация и проведение научно-технических выставок, конференций, симпозиумов и семинаров;

• издательская деятельность по вопросам развития научно-технического прогресса.

 

ВУЗам рекомендуется:

• обеспечить рыночную ориентацию разработок,

• взаимодействовать с малыми и средними предприятиями через инновационный кластер, ядром которого будет центр трансфера технологий (далее - ЦТТ) ОДО «Витебский бизнес-центр» (в т.ч. vitinvest.by), и напрямую через проведение встреч, размещение информации об инновационных возможностях.

 

Предлагаемые мероприятия сотрудничества ВУЗов с ЦТТ разработаны на основе рекомендаций эксперта по коммерциализации инноваций Кена Портера (США) в Витебске в 2011 году:

? заключение эксклюзивных договоров по внедрению инноваций и проведению исследований рынков, включая соглашения о конфиденциальности и взаимные передачи материалов,

? выбор стратегий действий и защиты интеллектуальной собственности, согласованной с целями и ценностями ВУЗов,

? подготовка стандартных форм печатных и электронных документов – описание изобретений, анализа патента, заявки найма патентных поверенных, заявок на НИР, контрактов по передаче лицензий,

? разработка стандартных процедур для управления объектами промышленной собственности,

? анализ и оценка описаний изобретений с коммерческой точки зрения, определение целесообразности внедрения изобретений,

? публикация руководства изобретателя, инноватора, в том числе на сайтах ВУЗов,

? формирование ЦТТ бизнес-комитетов (5-6 человек) из экспертов и руководителей предприятий Витебской области, заинтересованных во внедрении инноваций ВУЗов (оценка новых технологических предложений, коммерциализация и инвестирование),

? размещение информации в Интернет, международных базах данных и сетях трансфера технологий,

? помощь в коммерциализации научно-технической и (или) инновационной деятельности, помощь в создании инновационных предприятий с использованием разработок ВУЗов,

? сделки с правами на результаты научно-технической деятельности ВУЗов, интервьюирование заинтересованных лиц для определения их целей, ценностей, проблем, сбор и суммирование всех комментариев,

? поиск потенциальных инвесторов и партнеров,

? организация стартап-школ и стартап-уикендов, инвестуикендов,

? информирование штата, студентов, власти области по вопросам интеллектуальной собственности,

? мониторинг активности изобретений и заключения лицензионных договоров, включая базу данных и финансирование,

? создание баз данных (изобретения, патентование, маркетинг по техническим разделам),

? ведение базы данных технологических предложений ВУЗов, индексация всей информации по интеллектуальной собственности,

? развитие бизнес-планирования внебюджетной деятельности ВУЗов,

? создание «живых лабораторий» для внедрения инноваций (с участием студентов разных специальностей – маркетолог, патентовед, специалист и др.),

? создание образовательных программ (инноватика, трансфер технологий, коммерциализация инноваций, инновационое предпринимательство), в том числе по реализации сотрудничества между ЦТТ и ВУЗами.

 

Малым и средним предприятиям рекомендуется:

• проводить анализ внедрения инноваций и разрабатывать бизнес-планы инновационных проектов (в том числе с участием консультантов),

• применять инновации в технологии, менеджменте, маркетинге, финансах,

• самостоятельно разрабатывать и покупать права на пользование лицензиями,

• приглашать разработчиков к совместному использованию интеллектуальной собственности (с ее оценкой, регистрацией договоров в патентном органе),

• создавать инновационные группы, подразделения и выделять дочерние инновационные предприятия,

• вступать в бизнес-союзы для объединения усилий и продвижения интересов,

• создавать альянсы с местными и зарубежными технологически-ориентированными партнерами,

• сотрудничать с инновационной инфраструктурой и инфраструктурой поддержки малого и среднего предпринимательства,

• выпускать инновационные товары, выходить на новые рынки,

• развивать в Витебске сферу услуг для населения,

• активнее использовать современные информационные технологии.

 

ВУЗы вправе экспортировать свои инновационные разработки для выпуска наукоемкой продукции в других странах (стратегия «заимствования»), а предприятия – приобретать зарубежные лицензии на высокоэффективные технологии для освоения производства продукции новых поколений (стратегия «переноса»). Такие стратегии бывают выгодными, но не используют местный потенциал и возможности синергии, имеют существенные риски применения (культурные, юридические, маркетинговые, финансовые, технические, патентные). Поэтому основной стратегией инновационного развития предпринимательства Витебска должна стать самая прибыльная и наименее рискованная стратегия, которая основывается на использовании собственного научного и делового потенциала региона. Такая стратегия «наращивания» будет ориентирована на преимущественно внешний спрос (экспорт инновационной продукции, произведенной на основе научных разработок).

 

Трудности с подготовкой данного пособия были вызваны: закрытостью и поэтому недостаточной востребованностью многих инноваций на малых и средних предприятиях и ВУЗах; часто слабым пониманием необходимости сотрудничества между наукой и бизнесом, бизнесом и государством; низким уровнем поддержки предпринимательства и инноваций, а также соответствующей инфраструктуры. Такая ситуация типична для регионов страны, а более высокий инновационный потенциал Минска вызван исключительно столичным статусом. Преодолеть данные барьеры, усилить предпринимательство и сделать инновации более открытыми (для коммерческого сотрудничества и тиражирования передового опыта) призвана и совместная инициатива ОДО «Витебский бизнес-центр», Витебского горисполкома и ОО «Ассоциация нанимателей и предпринимателей».

 

Совместная инициатива «Разработка стратегии инновационного развития малого и среднего предпринимательства г.Витебск» реализуется при финансовой поддержке Фонда «Евразия» за счет средств Агентства США по международному развитию USAID. Мнения, высказанные в ходе реализации Инициативы, являются исключительной ответственностью ОДО «Витебский бизнес-центр» и ни при каких обстоятельствах не могут рассматриваться в качестве отражающего позицию Фонда «Евразия» либо Агентства США по международному развитию (USAID).

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

 Центр поддержки предпринимательства (с 1994) Центр трансфера технологий (с 2010) ОДО «Витебский бизнес-центр»  УНП 391271602
210026, Витебск, ул. Пушкина, дом 6, 2 этаж, комн. 219.

Время работы ПН-ПТ, 9-18 часов, обед 13-14 часов. vitbiz@mail.ru

Остановки автобусов, троллейбусов, маршруток: к железнодорожному и автобусному вокзалам - Драмтеатр, к летнему амфитеатру – универмаг. Автомобильная парковка возле гостиницы “Витебск”. Здание напротив универмага через улицу Замковую  (вход в здание с торца напротив Драмтеатра и недалеко от памятника Машерову), переход налево по 1 этажу и на 2 этаж.