Открытое письмо новому министру экономики

Как усовершенствовать бизнес-планирование?

Председатель Совмина Беларуси Сергей Сидорский, представляя нового министра экономики Николая Снопкова коллективу Министерства, заявил, что работу по бизнес-планированию в Беларуси необходимо усовершенствовать.
Действительно, несмотря на принятые государством по регулированию бизнес-планирования меры, эта сфера остается недостаточно развитой. А плохие бизнес-планы соответствующим образом влияют на бизнес.

Большинство предприятий пишут планы-развития сами. Это все равно, что лечиться без доктора. Некоторые вылечатся, а большинство? К тому же проверки или экспертизы документов проходят часто формально.

ОДО «Витебский бизнес-центр» - ведущий экономический консультант Витебской области с 1994 года разработал и оказал содействие в реализации свыше 500 крупных и разнообразных бизнес-планов. Например, в 2009 году наши услуги содействовали привлечению более 254 млрд. рублей инвестиций.

С учетом значительного опыта, есть возможность дать рекомендации  по изменению сложившейся ситуации. С учетом того, что как бы ни были хороши любые советы, но белорусы станут что-то делать, если это необходимо по закону, предлагается внести изменения в действующие нормативные правовые акты.
    

1) Начнем с того, что в первую очередь необходимо отменить некоторые положения Постановления Совета Министров Республики Беларусь  8 августа 2005 г. N 873 о разработке, утверждении, экспертизе, согласовании и реализации коммерческими организациями прогнозов развития на пять лет, бизнес-планов их развития на год и бизнес-планов инвестиционных проектов коммерческих организаций.

Имеется в виду приоритетное возложение функций бизнес-планирования на государственные организации, которое способствовало монополизации сферы бизнес-планирования в Республике Беларусь. К сожалению, как изначально и предполагалось, подавляющая часть тех, которым поручили заниматься бизнес-планированием, имели об этом только теоретическое представление. То есть прошли  годы по обучению и наработке опыта специалистов, разработке программ и типовых методик, затрачены значительные средства на оборудование и нематериальные активы.

К тому же большинство назначенцев находятся в Минске, то есть пострадали региональные разработчики.

Это постановление также нанесло удар также и по квалифицированным частным разработчикам бизнес-планов. Ряд государственных организаций потерял клиентов.

Данный документ создал барьеры и для патронируемой Департаментом по предпринимательству Минэкономики РБ инфраструктуры поддержки предпринимательства (центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства), большинство субъектов которой разрабатывает бизнес-планы.

Но главные негативные последствия получили и получают коммерческие организации, которым разрабатываются прогнозы и бизнес-планы, - рост затрат на эти услуги, снижение качества документов и обслуживания, спад инвестиционной активности и процессов оздоровления (реструктуризации). ОДО «Витебский бизнес-центр» неоднократно было вынуждено согласовывать с властями вопросы о заключении договоров, устанавливать более низкие цены, перерабатывать уже сделанные государственными исполнителями документы.

Для государства в целом консервирование положения означает подрыв рыночных институтов и частной собственности в противовес статье 13 Конституции Республики Беларусь и разделу 1 Национальной платформы бизнеса Беларуси, задержка приватизации, невозможность привлечения зарубежных консультантов и внедрения современных технологий в бизнес-управлении.

Необходимо внести изменения в пункт 6 Положения, утвержденного вышеуказанным Постановлением, сформулировав абзацы 2 и 3 в следующей редакции: “При необходимости привлекаются на конкурсной (тендерной) основе организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет, бизнес-планов их развития на год и бизнес-планов инвестиционных проектов.” Соответственно аннулируется и список организаций, который уже подвергся естественной убыли.

В условиях либерализации и дебюрократизации такая "мель" регулирования является торможением не только нормального бизнес-планирования, но и экономики в целом.

2) Постановления № 158 и № 186 Минэкономики устарели, недостаточно используют аналитическую базу и стратегический подход, разработанные планы порой неотличимы (кроме титульного листа) и плохо внедряются.

Бизнес-планы должны предусматривать использование современных бизнес-инструментов (логистика, мерчендайзинг, интернет, инновации и др.). Бизнес-планы нельзя списывать! Это индивидуальная работа. Для того, чтоб проявлять по указанию премьер-министра лидерские качества, предприятия должны отличаться друг от друга и стремиться стать лучше.

С учетом развития субъектов малого предпринимательства, применяющих  упрощенную систему налогообложения (подоходный или единый налог), следует рассмотреть вопрос о разработке упрощенных правил бизнес-планирования.

Любой план должен основываться на очень хорошем анализе. То есть, прежде всего, требуются аудит стратегии, кадров, маркетинга и т.д. с использованием методов SWOT-анализа, подробное рассмотрение рисков с использованием методов качественной и количественной оценки. Дополнение методик этими подразделами повысит обоснованность планирования.

Необходимо внедрить стратегические бизнес-планы, на основе которых должны делаться годовые и инвестиционные. Как можно без наличия стратегии планировать на год и привлекать инвестиции? Пятилетние бизнес-планы в Советском Союзе служили реальной основой развития.

Годовые планы должны служить фундаментом бюджетирования и контроллинга в организациях, создания центров ответственности.

Напомним, что бизнес-план – это стратегия развития и инструмент на каждый день, бизнес-планы делаются в первую очередь для собственного развития, а затем уже – для внешних пользователей – инвесторов и чиновников.


Директор ОДО «Витебский бизнес-центр»