ВИДИТ ОКО, ДА ЗУБ НЕЙМЁТ

По информации Комитета государственного контроля по Витебской области,  прокомментированной в сообщении БЕЛТА от 14 января 2009 года, слишком мало субъектов малого предпринимательства региона воспользовались предоставленными декретом №9 от 20 декабря 2007 года льготами для ведения бизнеса на селе. Только 48 организаций и индивидуальных предпринимателей в 10 районах Витебщины получили преференции (только по налогам), а могли бы рассчитывать на государственную поддержку еще 100 субъектов хозяйствования в 11 районах. Причиной отсутствия мотивации деловых людей витебские специалисты главного контрольного ведомства страны называют отсутствие инициативы.

Однако ответить на вопрос "кто виноват?" всегда просто, разобраться с истинными причинами сложнее. У каждой медали всегда есть оборотная сторона.

Во-первых, не верят пока сельские жители (да и городские), что им дадут нечто хорошее и за это ничего плохого не будет. Привыкли  же к другому.

К сожалению, большинство наших госслужащих не имеет представления о частоте проверок и размерах штрафов “частников”, сделавших что-то не так с тем, что им дали. Потому и говорится: ”Не помогайте, лучше не мешайте!” Напомним, что “ипэшки” отвечают всем своим имуществом. А санкции руководителям и юридическим лицам значительно выше, чем предпринимателям. При этом удручают и диапазоны наказаний по усмотрению, и разорительные конфискации. Есть надежда, что в июне 2009 года, по истечению срока действия Указа от 19 декабря 2008 г. N 689 о моратории на проверки, ситуация изменится, и законодатели установят ответственность в зависимости от размера нанесенного ущерба. Следует пересмотреть и порядок освобождения от административных санкций, уменьшив число бумаг и дав полномочия принимать решения на местном уровне по незначительным нарушениям.

Конечно, “за державу обидно”, что коммерсанты не получали на выгодных условиях кредиты в размере, эквивалентном сумме до 20 тыс. евро, без залога. Но всегда ли банки хотели и могли выдавать им такие кредиты? Ведь начинающие и бедные предприниматели не всегда являются желательными заемщиками. Да и механизм исполнения Декрета №9 для ссудодателей отсутствует. Поэтому эффективнее для кредитополучателей и безопаснее для банков облисполкомам создать залоговые фонды из бюджетных средств, как это делается в цивилизованном мире.

Для  выдачи вышеупомянутых кредитов нужны бизнес-планы инвестиционных проектов, которые затем пройдут экспертизу. А чтобы найти требуемое технологическое оборудование, на которое можно получить по Декрету №9 таможенные льготы, и заключить правильный и выгодный внешнеэкономический контракт на его поставку, нужны маркетологи и юристы. Но сельские бизнесмены не являются профессиональными специалистами, для этого работают центры поддержки предпринимательства. Их бы обеспечить финансированием, тогда бы бесплатная помощь в подготовке документов поступила бы широкому кругу малых предприятий. Поэтому стоит наконец-то пересмотреть нормативную базу в целях определения четких прав и обязанностей властей и субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства.

КГК по Витебской области проанализировал работу государственных органов и не выявил фактов препятствования новым хозяйственникам в использовании возможностей, предоставленных декретом №9. Но если спрашивать самих предпринимателей (на встречах или в виде анкетирования), то, несомненно, взору чиновников открылась бы масса преград в реализации своих деловых инициатив, как связанных, так и не связанных с реализацией вышеупомянутого правового акта. Ибо известно, как долго, сложно и дорого решается вопрос, например, с подготовкой и согласованиями технических проектов будущих производств. Поэтому нужно, чтобы и составители нормативных документов и "контролеры" регулярно общались с бизнесом за столом переговоров, учились друг друга слышать и понимать. Тогда и возникнет государственно-частное партнерство - основа для процветания экономики.

Директор ОДО "Витебский бизнес-центр"                                                 Шур Леонид