Новое в вопросах вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества

Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2009 г. N 238 "О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам распоряжения государственным имуществом" (далее - Указ N 238) внесены изменения и дополнения в ряд указов Президента Республики Беларусь, регулирующих вопросы распоряжения государственным имуществом, а именно в:
- Указ Президента Республики Беларусь от 4 августа 2006 г. N 498 "О некоторых вопросах аренды государственного имущества";
- Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. N 575 "О порядке распоряжения государственным имуществом";
- Указ Президента Республики Беларусь от 13 февраля 2007 г. N 77 "О некоторых вопросах понижения начальной цены продажи имущества, находящегося в республиканской собственности";
- Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. N 108 "О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества" (далее - Указ N 108).
Цель данной статьи - рассмотреть изменения и дополнения, внесенные Указом N 238 в нормы и положения, связанные с вовлечением в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, предусмотренные Указом N 108.
Напомним, что Указ N 108 был принят с целью повышения эффективности использования государственного имущества, вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых зданий, сооружений, изолированных помещений (за исключением жилых домов и жилых помещений), находящихся в государственной собственности.
Согласно Указу N 108 для неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, предусматриваются следующие пути вовлечения в хозяйственный оборот:
- продажа на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством;
- передача в безвозмездное пользование индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц;
- безвозмездная передача в собственность индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц.
Принятие Указа N 108 явилось существенным подспорьем в практике вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества (зданий, сооружений, нежилых помещений), положительно сказалось на эффективности его использования.
В условиях экономического кризиса наличие неиспользуемых объектов недвижимости ухудшает и без того сложное экономическое положение предприятий и организаций, негативно сказывается на их хозяйственной деятельности.
Наличие у государственных предприятий и организаций неиспользуемых зданий, сооружений и нежилых помещений не приносит дохода этим предприятиям и организациям, однако требует с их стороны определенных расходов на поддержание этих объектов в надлежащем состоянии, уплаты налога на недвижимость, платы за землю.
Учитывая необходимость более активного вовлечения в хозяйственный оборот зданий, сооружений, нежилых помещений, устранения причин, препятствующих этому процессу, упрощения процедур по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, в Указ N 108 внесены определенные дополнения и изменения.
1. Расширилась и стала более понятной область применения Указа N 108.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа N 108 его действие распространялось на неиспользуемое государственное имущество, находящееся в республиканской собственности, расположенное на территории сельских советов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, а также иных населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящими вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов.
Такая формулировка давала возможность вовлекать в хозяйственный оборот в соответствии с Указом N 108 неиспользуемые здания, сооружения, нежилые помещения, расположенные в основном в сельской местности. В результате под действие Указа N 108 не подпадал ряд развитых индустриальных центров, например таких, как г. Жодино, в которых имеется существенное количество неиспользуемых производственных площадей.
Указом N 238 внесено изменение в подпункт 1.1 пункта 1 Указа N 108, вследствие которого действие Указа N 108 будет распространяться на вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, расположенного во всех населенных пунктах республики, за исключением Минска, Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно и Могилева.
2. Несколько скорректировано понятие неиспользуемого государственного имущества, на которое распространяется действие Указа N 108.
Ранее к неиспользуемому государственному имуществу, на которое распространялось действие Указа N 108, относилось имущество, закрепленное за республиканскими и коммунальными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления: здания, сооружения, изолированные помещения (за исключением жилых домов и жилых помещений), не используемые в хозяйственном обороте более двух лет, а также незаконсервированные не завершенные строительством капитальные строения (кроме не завершенных строительством жилых домов и жилых помещений) с превышением нормативного срока строительства свыше двух лет, степень готовности которых не превышает 60%, которое не востребовано республиканскими и коммунальными юридическими лицами.
Указом N 238 внесено изменение в понятие "неиспользуемое государственное имущество", применявшееся для целей Указа N 108.
Теперь под неиспользуемым государственным имуществом понимается имущество, закрепленное за республиканскими и коммунальными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо переданное в соответствии с законодательством в безвозмездное пользование негосударственных юридических лиц, республиканских государственно-общественных объединений: капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения (за исключением жилых домов и жилых помещений), не используемые в хозяйственном обороте более двух лет, а также незавершенные законсервированные и незаконсервированные капитальные строения (кроме не завершенных строительством жилых домов и жилых помещений) с превышением нормативного срока строительства более чем на два года, которое не востребовано республиканскими и коммунальными юридическими лицами.
Как видим, наряду с неиспользуемым имуществом, закрепленным за республиканскими и коммунальными юридическими лицами, вовлекать в хозяйственный оборот в соответствии с Указом N 108 стало возможно неиспользуемое государственное имущество, переданное по договорам безвозмездного пользования акционерным обществам, созданным в процессе приватизации государственной собственности, и республиканским государственно-общественным объединениям.
Кроме того, вовлечению в хозяйственный оборот в соответствии с Указом N 108 подлежат как незаконсервированные, так и законсервированные не завершенные строительством капитальные строения. При этом в отличие от ранее действовавшего положения степень их готовности не играет роли.
3. Указ N 108 дополнен пунктом 3-1, содержащим важное положение.
В ряде случаев вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимости путем продажи на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством, сдерживалось по причине отсутствия правоустанавливающих документов на это имущество (технических паспортов, регистрационных удостоверений).
Действующее законодательство обязывает произвести государственную регистрацию самого недвижимого имущества как объекта, а также прав и ограничений (обременений) прав на него, сделок с ним. Государственная регистрация недвижимого имущества осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. N 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним", с изменениями и дополнениями. Данная деятельность осуществляется территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь. Совершение регистрационных действий по объектам недвижимости предполагает наличие и представление определенных документов, которые порой отсутствуют, что не дает возможности произвести государственную регистрацию недвижимого имущества.
Отсутствие в силу различных причин этих документов не позволяло осуществить продажу неиспользуемых объектов недвижимости.
В целях урегулирования таких ситуаций и устранения препятствий для вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества в Указ N 108, как отмечалось ранее, внесен дополнительный пункт 3-1.
Согласно этому пункту решение о продаже неиспользуемого государственного имущества на аукционе по продаже объекта может быть принято без наличия документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав на данное имущество. Отчуждение такого имущества производится на основании договора купли-продажи, соответствующего решения о его продаже, документов, отражающих состав этого имущества (инвентарная карточка учета объекта основных средств, заверенная руководителем соответствующего государственного органа или организации, акт инвентаризации), а также акта его приема-передачи.
В этом случае государственная регистрация создания указанного имущества и возникновения прав, ограничений (обременений) прав на это имущество осуществляется в установленном порядке после его приобретения по заявлению покупателя на основании вышеперечисленных документов.
Таким образом, создана реальная возможность продажи на аукционе, т.е. вовлечения в хозяйственной оборот, неиспользуемых объектов недвижимости, по которым отсутствуют правоустанавливающие документы. При этом данные документы будут оформлены территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним уже на нового владельца этого имущества на основании заявления и документов, удостоверяющих его покупку.
4. Упрощено требование к передаче неиспользуемого недвижимого имущества в безвозмездное пользование индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц.
Согласно Указу N 108 одним из способов вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого недвижимого имущества, находящегося в республиканской собственности, является передача такого имущества в безвозмездное пользование индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц. Вместе с тем пунктом 9 Положения о порядке отчуждения и передачи в безвозмездное пользование неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, утвержденного Указом N 108, было установлено, что передача в безвозмездное пользование неиспользуемого имущества индивидуальным предпринимателям и негосударственным юридическим лицам осуществляется только под конкретные инвестиционные проекты, прошедшие в установленном законодательством порядке государственную комплексную экспертизу инвестиционных проектов.
Разработать, согласовать и осуществить такой проект не просто и не всем по силам. Данное обстоятельство сдерживало предоставление в безвозмездное пользование неиспользуемых производственных площадей.
В связи с этим Указом N 238 в пункт 9 вышеназванного Положения внесены изменения, направленные на упрощение данной нормы.
Теперь вместо инвестиционного проекта, который в установленном законодательством порядке должен проходить государственную комплексную экспертизу инвестиционных проектов, индивидуальным предпринимателям и негосударственным юридическим лицам для получения в безвозмездное пользование неиспользуемых зданий, сооружений, изолированных помещений, находящихся в республиканской собственности, необходимо представить инвестиционный проект, прошедший экспертизу бизнес-планов инвестиционных проектов в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Национальном банке Республики Беларусь, Управлении делами Президента Республики Беларусь, других государственных органах и иных государственных организациях, подчиненных Президенту Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, Генеральной прокуратуре Республики Беларусь, в подчинении (составе) которых находятся республиканские юридические лица, за которыми неиспользуемое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, с участием облисполкомов и Минского горисполкома (по месту реализации инвестиционного проекта).

"Налоги Беларуси", 2009, N 22
Ю.П.МАЛЯВКО, экономист

ОДО "Витебский бизнес-центр" проконсультирует и подготовит все документы для получения имущества на самых льготных условиях.
Республика Беларусь, 210602, г. Витебск, ул. Пушкина, д. 6, каб. 214, 215
Тел: (0212)36-00-96, тел/факс: (0212) 36-05-08, моб. (029) 713-83-94