Куда вкладывать деньги?

Перед вопросом, вынесенным в заголовок, всегда стоят власти того или иного региона. В социальные проекты, которые принесут, быструю популярность или в экономическое развитие.
Первый путь – традиционный для советского и многих постсоветских пространств. Отобрать у бизнеса побольше денег (налогами, штрафами, принудительным спонсорством, несвоевременным или неполным выполнением взятых на себя обязательств по оплате выполненных объектов или предоставлению определенных ресурсов) и направить их на благоустройство территорий, "белоремонт" (неологизм – производное от "евроремонта"), проведение концерта для приглашенных (иначе уволим) и другие проекты, которые не дойдут до конкретных людей. Но зато делается нечто помпезное а-ля "потемкинская деревня". Отметим, что такой подход обоснован в случае окупаемости проекта за счет стимулирования деловой активности. Это можно проверить, лишь сделав бизнес-план. Такой, как сделало ОДО "Витебский бизнес-центр" для улицы Суворова в Витебске. К тому же при реализации определенных идей, лучше интересоваться мнением населения до их осуществления. Ведь не так давно спорным вопросом являлся реконструкция площади Победы в Витебске. Не все граждане одобрили вынос зеленой зоны из центра города. А один бизнесмен сказал, «что дал бы денег на создание нового производства». По факту можно сказать, что получился, хотя не экологический, но интересный многим людям проект. Однако бизнес-план площади Победы не выполняется, поскольку платные концерты (основной источник покрытия оттока средств налогами) еще предстоят, и будет их крайне мало.
Другой вариант – (международно опробованная и эффективная) поддержка бизнеса. Нет не умирающего государственного, а нарождающегося частного. Не коррупция, а конкурс инвестиционных проектов (не бизнес-идей, а бизнес-планов). Количественный и качественный рост субъектов хозяйствования приведет и к росту конкурентоспособности государства, и к созданию рабочих мест, и к пополнению бюджета налогами. Но мы, увы, привыкли ставить телегу впереди лошади и заставлять деловых людей сперва отдать, а потом хотим от них что-то получать. Тогда и речь идти не может ни о какой осознанной социальной ответственности, идущей от сердца благодарности. Цивилизованный способ избрали, к слову, Минский горисполком и Могилевский облисполком. Они выделяют значительные средства на финансирование малого и среднего бизнеса, что привлекает предпринимателей изменить местоположение. Так, в Минске в 2010 году 20 миллиардов легло на депозиты. Городской бюджет получает 6% годовых, 4% составляет маржа банка. Таким образом, есть возможность получить кредиты в белорусских рублях под 10% годовых. В следующем году столица намерены вдвое увеличить капиталовложения.
Конечно, можно было бы сразу потратить деньги плюс залезть в долги, не всегда возвращаемые. Но чиновники решили легально повысить доходы бюджета в течение года и в долгосрочной перспективе опосредованно за счет налогов, стимулируя частную инициативу и предприимчивость. Ведь основой процветающего государства являются процветающие граждане.
Бизнесмены надеются, что и Витебской области найдутся средства на прямую поддержку предпринимательства. Хотелось бы пораньше.
Ученые утверждают, что развитие общества осуществляется по принципу "маятника", колеблющегося от социальных ценностей к экономическим.
А народ на эту тему тоже неоднократно высказывался. По одежке встречают, по уму провожают. Или – не красна изба углами, а красна пирогами. Да и не все то золото, что блестит.
Но если быть объективными, то нужно принимать сбалансированные решения, все нужно поддерживать в меру. Причем не только по принципу - всем сестрам по серьгам. А исходя из первоочередных потребностей и – важно! – возможностей.
Поскольку ресурсов постоянно не хватает, приходится делать правильный выбор.

Директор ОДО "Витебский бизнес-центр" Леонид Шур