БИЗНЕС-ПЛАН И ЕГО РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО БИЗНЕСА

Успех любой деятельности любого субъекта хозяйствования напрямую зависит не только от влияния рыночных механизмов, но и от того насколько успешно планирует субъект хозяйствования свои действия. План таких мероприятий представляется в документе под названием «бизнес-план». Бизнес-план (англ. – Business plan) представляет собой документ, который комплексно, системно описывает все основные аспекты будущей коммерческой деятельности предприятия, анализирует все проблемы, с которыми она может столкнуться, определяет способы решения этих проблем. В условиях рыночной экономики бизнес-план выступает необходимым инструментом технического, экономического и финансового, управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банком, инвесторами, сбытовыми и посредническими организациями. Смысл бизнес-плана – построить модель функционирования бизнеса и отразить поведение этой модели на рынке с товарами или товарной группой.

Говоря о коммерческом успехе бизнеса, обычно выделяют «три кита»:

1. Конкурентоспособная продукция;

2. Тщательная разработка идеи;

3. Достаточность средств.

Решение всех этих вопросов обеспечивается бизнес-планированием. Поэтому любое коммерческое мероприятие в мировой практике принято начинать с разработки бизнес-плана. Только в этом случае организация бизнеса становится надежным делом. Цель подготовки бизнес-плана – донести деловую информацию до всех заинтересованных лиц и организаций: потенциальных участников и помощников в бизнесе, органов управления всех уровней, возможных инвесторов, экспертов и т.д. Понимание бизнес-плана как документа связано также с конфиденциальностью содержащейся в нем информации, о чем должна предупреждать соответствующая запись на его титульном листе. Бизнес-план – это важный аналитический документ. В нем обосновываются: - общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях конкретного рынка; - выбор стратегии и тактики (методов) конкуренции; - оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия. Бизнес-план дает объективное представление о стратегии и тактике развития производства и организации производственной деятельности, способах продвижения товара на рынок, прогнозирует цены, будущую прибыль, основные финансово-экономические результаты деятельности предприятия и вместе с тем определяет так называемые зоны риска, предлагает пути снижения этих рисков.

Бизнес-план помогает:

- руководителям предприятий детально продумать направления их деятельности и внутрифирменные возможности, - кредиторам осознать приоритеты развития фирмы,

- специалистам маркетинговых служб проанализировать конъюнктуру рынка и оценить конкурентные позиции фирмы,

- оценить реальные результаты деятельности предприятия и разработать стратегию развития бизнеса.

Галина Яшева, тьютор проекта «Портал в бизнес», д.э.н., зав. каф. «Экономическая теория и маркетинг» ВГТУ

Мнения, высказанные в ходе реализации проекта, являются исключительной ответственностью ОДО «Витебский бизнес-центр» и ни при каких обстоятельствах не могут рассматриваться в качестве отражающего позицию Посольства США в Республике Беларусь.

Проект реализуется благодаря финансовой поддержке Программы Малых Грантов Посольства США в Республике Беларусь

ОДО «ВИТЕБСКИЙ БИЗНЕС-ЦЕНТР» Центр поддержки предпринимательства и трансфера технологий Республика Беларусь, 210026, г. Витебск, ул. Пушкина, дом 6, каб. 215 Тел.: +375 (212) 36-00-96, моб. МТС (29) 713-83-94, скайп VCPP2003 Портал в бизнес: www.vitinvest.by E-mail: vitbiz@mail.ru 

Проект «Портал в бизнес» зарегистрирован в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь № 03-14/45 от 11.07.2014 г.