РОЛЬ БИЗНЕС-ПЛАНА В ОБОСНОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО БИЗНЕСА

В рыночной экономике бизнес-план представляет собой инструмент менеджмента. Этот документ является детальной финансово-экономической программой хозяйственной деятельности предприятия. Он описывает процесс функционирования предприятия и достижения его целей и задач. С помощью бизнес-плана можно заранее предвидеть будущие проблемы, выработать меры по их успешному преодолению, дать целостную оценку имеющегося потенциала и перспективы дальнейшего развития бизнеса.

Основная цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес-план составляется как для внутренних, так и для внешних пользователей. Внутренними пользователями бизнес-плана является руководство предприятия.  В современной практике предпринимательства бизнес-план выполняет четыре основных функции.

Внешними потребителями бизнес-плана (в зависимости от его назначения) могут быть банки, инвестиционные фонды, администрации СЭЗ, местные и иностранные инвесторы, органы государственного управления и др.

Как показывает опыт, отправная точка в предпринимательской деятельности, планировании создания нового предприятия – это идея нового продукта или услуги, которые данный бизнес будет производить. Идея может появиться в результате переработки информации из разных источников или в ходе целенаправленного творческого поиска. Можно заимствовать готовую идею и дать ей новую жизнь, через механизм приобретения существующих предприятий, поглощений, создания совместных предприятий или выкупа.

Независимо от того, что это за идея, и каким образом она получена, важно тщательно ее взвесить и оценить с тем, чтобы убедиться, что она действительно может лечь в основу успешного предприятия.

Анализу и оценке подлежат такие компоненты бизнеса, как издержки производства, прибыль, рынок как объект маркетинга, финансы, налоги т.д. Этап предварительного анализа и планирования намечаемой деятельности всегда должен предшествовать этапу внедрения и функционирования. В этом случае немаловажной является предварительная оценка, анализ получаемой прибыли, расчет рентабельности, ликвидности и т.д., то есть на основании этих показателей предприятие решает вопрос о дальнейшей деятельности в данном направлении.

Предприятия, работающие в условиях конкуренции, должны предвидеть риски и управлять рисками. Одним из методов уклонения от рисков является диверсификация производства. Поэтому предприятия работают над бизнес-планом с целью освоения новых видов продукции (услуг), перехода на новые поколения изделий. При этом нужно четко определить все возможные трудности, выявить способы их преодоления, предоставить потенциальным партнерам, будущим инвесторам и другим заинтересованным сторонам всю необходимую информацию.

 

Галина Яшева, тьютор проекта «Портал в бизнес», д.э.н., зав. каф. «Экономическая теория и маркетинг» ВГТУ

 

Мнения, высказанные в ходе реализации проекта, являются исключительной ответственностью ОДО «Витебский бизнес-центр» и ни при каких обстоятельствах не могут рассматриваться в качестве отражающего позицию Посольства США в Республике Беларусь.

 

Проект реализуется благодаря финансовой поддержке Программы Малых Грантов Посольства США в Республике Беларусь

 

ОДО «ВИТЕБСКИЙ БИЗНЕС-ЦЕНТР» Центр поддержки предпринимательства и трансфера технологий Республика Беларусь, 210026, г. Витебск, ул. Пушкина, дом 6, каб. 215 Тел.: +375 (212) 36-00-96, моб. МТС (29) 713-83-94, скайп VCPP2003 Портал в бизнес: www.vitinvest.by E-mail: vitbiz@mail.ru

 

Проект «Портал в бизнес» зарегистрирован в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь № 03-14/45 от 11.07.2014 г.