Обучение предпринимателей: потребности и возможности

Сегодня многие люди рвутся к открытию собственного бизнеса, большинство из которых хотят стать предпринимателями, потому что это модно и престижно. А модным и престижным это стало благодаря создавшемуся образу преуспевающего бизнесмена, который только и делает, что тратит накопленные средства. Но быть бизнесменом это не значит сорить деньгами, огромное количество времени отдыхать на курортах и просиживать в дорогих ресторанах. Быть предпринимателем, прежде всего означает мыслить и действовать как предприниматель. Это значит много работать, рисковать, находиться в зоне повышенных эмоционально -энергетических нагрузок, направлять огромное количество энергии и ресурсов на свое бизнес -детище и многое другое. Именно ошибочные представления о бизнесе и жизни предпринимателей, делают банкротами десятки тысяч новичков. За первые три года существования, разоряются или продаются в убыток более 80% новых фирм.

Малый и средний бизнес  интегрируется   в современный индустриальный комплекс, становится фактором его модернизации,  а  также  формирования  производственных кластеров,   ориентированных  на  выпуск  конкурентоспособной продукции.  Тем  самым  обеспечивается  не  только  развитие экспорта, но и рост импортозамещения. Более того, если еще двадцать лет назад мировая торговля и международные экономические отношения в целом были уделом, 

главным образом, крупных компаний, то с конца ХХ века в данной сфере наблюдается существенная активизация малого бизнеса.

Глобализация рынка, усложнение производственно-сбытовых связей, динамичность и изменчивость потребностей покупателей, законодательства, курсов валют  и др. – все это ставит перед предпринимателями потребность  изучения основ экономики, маркетинга, менеджмента, права.

Существуют разные подходы к обучению: на опыте, самообразование, с помощью учебных и консалтинговых центров, коучеров.

Есть три формата обучения на опыте:
а) Обобщенный опыт большого числа людей. Именно на нем строится большинство курсов и тренингов для бизнесменов, а также именно он описывается в книгах по бизнесу. Здесь речь идет о формулировках типа: "Сто самых успешных компаний применяют стратегию Х"; "Тысяча лучших продавцов мира действует по схеме Y" и т.д. В начале обобщается опыт самых успешных (или неуспешных - опыт неудач тоже важен), потом в нем находятся закономерности, делаются общие выводы и передаются обучающимся.
б) Опыт других предпринимателей. Многие предприниматели говорят о том, что им больше всего помогли в бизнесе советы знакомых бизнесменов, которые уже прошли через похожие трудности и преодолели их. Доверие к таким людям всегда было выше, даже чем к самым известным "гуру" бизнеса. Потому что их опыт кажется чем-то близким, живым и реальным. Именно поэтому совет опытного бизнесмена бывает так дорого.
в) Собственный опыт. Обучение - это естественный процесс для каждого человека. Мы все учимся на собственном опыте, извлекаем уроки из сделанных ошибок. Но кто-то делает это быстрее, а кто-то медленнее. Кто-то в одной из одной и той же ситуации извлечет 10 уроков, а другой, всего 1. В этом плане задача искусственных обучающих процедур заключается, на мой взгляд, только в том чтобы ускорить и усилить этот естественный процесс, сделать обучение на собственном опыте более глубоким. Как говорится, опыт - это то, мимо чего ты не прошел. И в данном случае задача тренера или любого другого специалиста по обучению - сделать так, чтобы обучающийся извлек из любых своих ситуаций в бизнесе как можно больше опыта.
  Для достижения перманентного успеха,   предпринимателю необходимо постоянно заниматься самообразованием, потому что полученная информация в условиях динамичной внешней среды быстро устаревает.    

Обучение предпринимателей не эффективно в формате разового мероприятия, будь то тренинг, мастер-класс или прочитанная книга. Для того чтобы полностью реализовать показанный выше цикл "Обучение-Действие", необходимо время. Необходимо удостовериться, что даваемые инструменты адекватно работают в бизнесе и приводят к результату и скорректировать их применение. А для этого нужно время.

Для того чтобы удостовериться в эффективности того или иного метода, необходимо не разовое его применение, а получение стабильных результатов на протяжении определенного времени. С одной стороны накопленный в мире опыт ведения бизнеса позволяет выделить универсальные методы и инструменты, которые будут эффективны везде и всегда. Но для того чтобы эти средства давали максимальный результат их необходимо подогнать под конкретный бизнес. Так же как и обувь, которая имеет универсальную форму и строение подгоняется под конкретную ногу для максимального удобства и функциональности.

Для реализации этих потребностей у стартаперов и опытных предпринимателей появилась возможность получить качественные знания в удобной форме, пройдя обучение по Проекту «Портал в бизнес», который реализует ОДО «ВИТЕБСКИЙ БИЗНЕС-ЦЕНТР». Проект реализуется благодаря финансовой поддержке Программы Малых Грантов Посольства США в Республике Беларусь.

Проект начнет работу в 1 квартале 2015 г. Информацию можно получить на сайте Портал в бизнес: www.vitinvest.by

 

Галина Яшева, тьютор проекта «Портал в бизнес», д.э.н., зав. каф. «Экономическая теория и маркетинг» ВГТУ

        

Мнения, высказанные в ходе реализации проекта, являются исключительной ответственностью ОДО «Витебский бизнес-центр» и ни при каких обстоятельствах не могут рассматриваться в качестве отражающего позицию Посольства США в Республике Беларусь.

                                                                                  

Проект реализуется благодаря финансовой поддержке Программы Малых Грантов Посольства США в Республике Беларусь

 

ОДО «ВИТЕБСКИЙ БИЗНЕС-ЦЕНТР» Центр поддержки предпринимательства и трансфера технологий Республика Беларусь, 210026, г. Витебск, ул. Пушкина, дом 6, каб. 215 Тел.: +375 (212) 36-00-96, моб. МТС (29) 713-83-94, скайп VCPP2003 Портал в бизнес: www.vitinvest.by E-mail: vitbiz@mail.ru

 

Проект «Портал в бизнес» зарегистрирован в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь № 03-14/45 от 11.07.2014 г.