Каналы коммуникаций для продвижения стартапа

Бюджет большинства стартапов ограничен, а человеческие ресурсы весьма скромны. Тем не менее, каждому стартапу необходимо как можно шире распространить информацию о создаваемой компании. Для этого нужно установить правильные цели, выбрать наиболее эффективные каналы коммуникации.  Предлагаем вашему вниманию  некоторые рекомендации по формированию коммуникационной стратегии.

Чтобы донести сообщение для потребителя, необходимы каналы, надежные и не искажающие ваш message (сообщение, послание). Это и есть те самые SMM, вирусный ролик и контекстная реклама. Но не только! Вот какие каналы коммуникаций предлагаем рассмотреть :

·                      ATL (традиционная реклама)

·                     BTL (активности в местах продаж, прямые продажи, директ-мейл)

·                     Digital-среда: продвижение, мобильные платформы, SMM и т.д.

·                     PR

·                     CRM

·                     Лояльность

·                     Директ-мейл (рассылки).

 На этапе подбора каналов важно смотреть на уже имеющиеся на рынке кейсы. В это же время просчитывается бюджет.

Когда коммуникационная стратегия сформирована, перед запуском следует составить список KPI – ключевых показателей эффективности. По этим показателям нужно будет судить о том, смогли ли вы достичь поставленных задач. При разработке KPI важно понимать, что задачи коммуникационной стратегии не достигаются одновременно – существует схема активации. Она состоит из следующих этапов:

 Узнавание – люди запоминают ваш товар, начинают узнавать марку по корпоративным цветам, логотипу, названию

·                     Вовлечение – марка становится интересной

·                     Продажи – люди начинают покупать продукт, руководствуясь его известностью

·                     Лояльность – формируется преданность продукту, позитивное отношение к нему.

·                     Маркетинг стартапа – сложная наука. Одни отличные идеи так и не получили развития из-а отсутствия внимания со стороны СМИ и потребителей. Другие стали жертвой непродуманной стратегии. Однако есть и масса таких начинаний, которые стали известны всему миру и принесли вчерашним стартаперам славу и деньги! Считайте, что вы уже знаете секрет продвижения стартапа. Он заключается в грамотном сочетании контент-маркетинга и PR.

Предоставьте пользователям возможность распространения информации о вас

·                     Сарафанный маркетинг (маркетинг «из уст в уста») может быть очень эффективным при запуске. Он позволяет взаимодействовать с целевыми клиентами на более личном уровне, чем это могут делать крупные компании. Социальные сети наряду с блогами, электронной рассылкой и другими средствами маркетинга сделали этот процесс еще проще. Воспользуйтесь тактиками, которые будут побуждать пользователей делиться вашим контентом, рекомендовать его друзьям.

 

·                     На основе ценностей формируется сообщение, которое вы будете транслировать – то, что вы будете говорить потребителю о вашем продукте. Сообщение должно быть четким и понятным. Виталий отметил, что в сообщении важен культурный контекст. Он привел в пример два рекламных ролика – Mars и Snickers, социокультурный контекст которых смогут прочитать только молодые люди из России, которым за 20. По сути определение контекста – это понимание, на каком языке вам следует говорить с человеком, что он поймет, а что нет. Так, для технологических проектов, которые ориентированы на рядовых пользователей, важно уметь отсекать специфические термины и научность, говорить более просто, буднично. 

·                     Социальные медиа очень популярны, когда речь идет о распространении контента и продвижении с привлечением авторитетных пользователей, чьи посты/записи/твиты читают тысячи людей. Распространение контента через социальные сети может привести на ваш сайт сотни посетителей, а эффективная работа с влиятельными пользователями – привлечь тысячи новых потенциальных клиентов. Переоценить такие возможности трудно. Но, конечно, для того, чтобы получить максимальный эффект, необходимо знать несколько приемов.

Выбор социальных  сетей

Особой стратегии в том, как большинство стартапов подбирает социальные сети для продвижения, не наблюдается. Две самые распространенные ошибки: стремление охватить все доступные соц. медиа и желание работать в определенных сетях лишь по причине присутствия там конкурентов. Раз уж все конкурирующие стартапы активничают в Facebook, Twitter и LinkedIn, нам тоже там самое место, так? Может да, а может и нет.

Facebook, Twitter, LinkedIn, Tumblr, Reddit, Pinterest и с недавних пор Instagram – самые популярные на данный момент социальные сети. Каждая из них отлично подходит для распространения контента и создания сообщества, но все они имеют свои особенности. Например, Facebook может быть местом обитания искушенных потребителей, которые предпочитают визуальный формат постов (изображения и видеоролики). С другой стороны, Twitter населен потенциальными клиентами, которые хорошо реагируют на ссылки (например, ссылки на записи в блогах).

Каждая социальная сеть «работает» по-своему. Reddit часто называют очень защищенным каналом, где спаммеров вычисляют и блокируют максимально быстро. В отличие от Twitter, в Reddit невозможно запланировать публикацию записей в течение дня. Контент, которым вы делитесь в этой сети, должен быть уникальным и точно соответствующим избранной категории. Как и многие другие социальные медиа, Reddit требует более тщательного подхода. Размещение здесь пары рекламных записей не гарантирует повышенный интерес к ним со стороны аудитории. Учитывайте особенности сообщества, которое вам интересно; возможно, в той сети, которую вы избрали полем своей деятельности, его представителей не особо много.

Совет: учитывайте социально-демографические характеристики пользователей социальной сети. Например, Tumblr, 'привлекает молодых людей, предпочитающих непринужденное общение. В этой сети они делятся вдохновляющими высказываниями и смешными картинками. Если ваша аудитория соответствует этому описанию, не тратьте время на LinkedIn.

Определение лучшего времени для публикации

Идеальное время для обновления стены или публикации твита – миф, ничего подобного в мире не существует. Все зависит от аудитории. Если вы работаете с тинейджерами, в течение школьного года лучше всего обогащать свои ленты новым контентом утром и вечером. Но в период каникул это правило не действует. Так что единого идеального времени для публикации чего угодно в социальных сетях просто не существует. Однако есть практические рекомендации, основанные на опыте (и выводах Дэна Зареллы).

Facebook:

-  Суббота – лучший день недели.

-  Делиться ссылками лучше около полудня.

-  Наилучшая частота публикации – 0,5 записи в день.

Twitter:

-  Лучшее время для ретвита – конец рабочего дня.

-  Твиты со ссылками – не более 4 в час.

-  Активность в Твиттере эффективна каждый день, кроме понедельника и пятницы.

-  Утро, полдень и вечер (18 часов) – наиболее продуктивное время с точки зрения кликов по ссылкам в твитах.

 Использование списка ключевых  слов

Список ключевых слов и фраз, составленный вами ранее, хорошо не только в SEO. Применение отобранных ключей в записях, предназначенных для социальных медиа, позволяет повысить эффективность действий и привлечь целевую аудиторию. Ключевые слова и фразы четко отражают интересы публики, которая нужна вам, поэтому ее представители реагируют на них и читают тематические записи, принимают участие в обсуждениях и т.д.

В грамотном применении списка ключевых слов вам может помочь SMM-инструмент типа HootSuite. Этот сервис предоставляет ряд замечательных возможностей, среди которых – отслеживание упоминаний ключевых слов. Таким образом, вы можете присоединяться к группам и дискуссиям, в которых используются подходящие вас ключи.

Совет: обязательно используйте свой список ключевых слов и фраз при запуске рекламных кампаний (контекст).

 Создание списка  влиятельных пользователей

Как отмечалось выше, работа с влиятельными пользователями может дать выдающиеся результаты. На то, чтобы превратить свою страницу в соц. сети в источник влияния, может уйти масса времени, так что лучше сосредоточиться на взаимодействии с людьми, которые уже пользуются заслуженным авторитетом.

Начните создание своего списка влиятельных пользователей с поиска. Кто ведет блоги/страницы/сообщества, тематически близкие к вашему продукту/услуге? Какие из этих блогов пользуются наибольшей популярностью? Также поищите свои базовые ключевые слова в Твиттере. Какие пользователи появляются в выдаче на первых местах? Чьи ленты они читают? Помните, что большое количество читателей не всегда пропорционально их качеству. Смотрите, насколько сильно эта аудитория вовлечена в общение с автором, какова ее среднестатистическая реакция на его записи.

Совет: знаменитости, активно проявляющие себя в социальных сетях – отличный выбор, но работать с ними бывает очень сложно. Вполне равноценны им журналисты и лидеры сообществ.

Создание блога

Запустить блог сегодня – проще простого. Скачиваем пакет, загружаем его на сервер, следуем инструкциям по установке. Есть, например, WordPress, бесплатный движок для блога с массой потрясающих плагинов, значительно расширяющих функционал и позволяющих сделать блог именно таким, каким он вам нужен. Начать можно с тех, которые способствуют поисковой оптимизации контента, затем присмотреться к плагинам, улучшающим «ходовые качества» (ускоряющим работу сайта), следом подобрать те, что улучшают юзабилити и помогают в защите от спама. Следующий шаг – разработка списка категорий блога и ряда основных меток.

Закончив с общей организацией, займитесь «лицевой» частью блога. Насколько хорош выбранный/сделанный вами дизайн? По возможности, обратитесь к профессиональному дизайнеру за эксклюзивным шаблоном, или модифицируйте (в сторону улучшения) один из готовых. Затем попросите десяток друзей высказать мнения о внешнем виде блога. Соберите их воедино и выделите общие для всех моменты восприятия. Помните: дизайн важен с точки зрения восприятия сайта пользователем и его реакций, однако во главе угла он не стоит. Блог создан для публикации вашего замечательного контента, потребляемого интересными вам людьми в подходящее для них время. Дизайн просто должен сделать это потребление проще и приятнее.

Также не упускайте из виду функциональные аспекты. На следующие вопросы вы должны дать положительные ответы:

-  Если отойти, прищуриться и взглянуть на экран, можно ли различить и воспринять призыв к действию?

-  Есть ли на сайте поиск?

-  Размещены ли кнопки, ведущие к профилям в соц. сетям?

-  Есть ли блок подписки на рассылку и RSS?

-  Есть ли на главной странице визуальное выделение нового материала (с картинкой)?

-  Есть ли кнопки «Поделиться в...» под каждым постом?

 

Галина Яшева, тьютор проекта «Портал в бизнес», д.э.н., зав. каф. «Экономическая теория и маркетинг» ВГТУ

 

Мнения, высказанные в ходе реализации проекта, являются исключительной ответственностью ОДО «Витебский бизнес-центр» и ни при каких обстоятельствах не могут рассматриваться в качестве отражающего позицию Посольства США в Республике Беларусь.

 

Проект реализуется благодаря финансовой поддержке Программы Малых Грантов Посольства США в Республике Беларусь

 

ОДО «ВИТЕБСКИЙ БИЗНЕС-ЦЕНТР» Центр поддержки предпринимательства и трансфера технологий Республика Беларусь, 210026, г. Витебск, ул. Пушкина, дом 6, каб. 215 Тел.: +375 (212) 36-00-96, моб. МТС (29) 713-83-94, скайп VCPP2003 Портал в бизнес: www.vitinvest.by E-mail: vitbiz@mail.ru

Проект «Портал в бизнес» зарегистрирован в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь № 03-14/45 от 11.07.2014 г.