Главная

Оценка рыночных возможностей для стартапа

Яшева Галина Артемовна, д.э.н., тьютор курса «Инновационный стартап» проекта «Портал в бизнес», Витебский бизнес-центр

 

Важным этапом организации бизнеса является комплексная диагностика, которая призвана выявить и понять проблемы стартапа, его сильные и слабые стороны, место на рынке и среди конкурентов, дать количественную и качественную оценку состояния будущего бизнеса как целостного организма по отношению к внешнему бизнес-окружению.

1 направление анализа рынка включает характеристику отрасли, в которой создается и /или действует бизнес по следующим направлениям:

•              описание этапов становления отрасли;

•              характеристику  выпускаемой продукции (для личного употребления, для дальнейшей переработки, срок использования  товара, мотив потребления);

•              прогноз возможных тенденций дальнейшего развития отрасли в целом;

•              характеристику отрасли (развивающаяся, стабильная, стагнирующая);

•              анализ сырьевой базы отрасли в настоящее время и в перспективе;

•              анализ уровня технологий, состояния основных средств, материально-технической базы производства;

•              анализ уровня кадрового и интеллектуального потенциала отрасли.

Емкость рынка – количество товаров, которое рынок способен поглотить (приобрести) за определенный период времени (как правило, за 1 год) и при определенных условиях. Емкость рынка определяется по конкретному товару (ассортиментной группе) и на конкретной географической территории.

 

Ер = НП + И – Э ± ∆З,                                                

 

где  Ер – емкость рынка реальная;

НП – объем национального производства товара на рынке;

И – объем импорта;

Э – объем экспорта;

∆З – изменение объема запасов (если наблюдается рост запасов, то ∆З вычитаются, если же снижение – то ∆З прибавляется).

 

Ерп = Ч ∙ Н ∙ Ц                                                     

 

где Ер п - емкость рынка потенциальная;

Ч – число потенциальных покупателей товара на конкретном рынке;

Н – среднестатистическая норма потребления данного товара покупателем за 1 год;

Ц – средняя цена товара.

 

Показатель «Доля предприятия  на рынке»:

 

 

 

где dp – доля предприятия на рынке, %;

П – объем продаж продукции данного предприятия за 1 год, руб.;

Ер – емкость рынка реальная, руб.

 

На основе показателя «доля рынка» определяется структура рынка.

Структура рынка – это процентное соотношение долей всех производителей /продавцов исследуемого товара на конкретном географическом рынке.

Следующее направление анализа рынка - анализ рыночной конъюнктуры и тенденций рынка

Конъюнктура рынка — это состояние рынка, характеризуемое соотношением между спросом и предложением товаров и сложившейся ценой товара.

Спрос представляет собой платежеспособную потребность. В количественном выражении – это объем продаж конкретного товара за определенный период всеми продавцами на конкретном рынке.

Предложение – это объем производства конкретного товара всеми производителями на определенном рынке.

Анализ рыночной конъюнктуры состоит в сопоставлении объема спроса и предложения.

Если спрос > предложения, то конъюнктура благоприятная для производителя.

 

Если спрос < предложения, то конъюнктура неблагоприятная для производителя.

 

Направление анализа рынка «Анализ тенденций развития рынка»

Тенденция развития рынка (от лат. tendere – направляться, стремиться) –экономическое и статистическое понятие, характеризующее закономерность изменения его основных параметров во времени.

Такими основными параметрами являются объем продаж и объем прибыли. Сезонные колебания рынка обусловлены сезонностью сельскохозяйственного производства, сезонно-климатическими изменениями потребностей, вакационными (каникулы) сезонами и т.п.

Сезонность на рынке – внутригодовые и постоянно повторяющиеся колебания спроса и предложения. Для выявления и отображения сезонных колебаний используются различные приемы. Например, построение и графическое изображение трендовых моделей (так называемый метод статистического, или аналитического выравнивания).

Для стартапера важно выявить тенденции развития рынка и продумать: чем будет заполняться межсезонный спад.

 

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

 Центр поддержки предпринимательства (с 1994) Центр трансфера технологий (с 2010) ОДО «Витебский бизнес-центр»  УНП 391271602
210026, Витебск, ул. Пушкина, дом 6, 2 этаж, комн. 219.

Время работы ПН-ПТ, 9-18 часов, обед 13-14 часов. vitbiz@mail.ru

Остановки автобусов, троллейбусов, маршруток: к железнодорожному и автобусному вокзалам - Драмтеатр, к летнему амфитеатру – универмаг. Автомобильная парковка возле гостиницы “Витебск”. Здание напротив универмага через улицу Замковую  (вход в здание с торца напротив Драмтеатра и недалеко от памятника Машерову), переход налево по 1 этажу и на 2 этаж.