Главная

Как обеспечить качество разработки бизнес-планов инвестиционных проектов

 

Л.А.СОЛДАТЕНКО,

консультант управления методологии

бизнес-планирования и государственной

комплексной экспертизы бизнес-планов

инвестиционных проектов

главного управления инвестиций

Министерства экономики

Республики Беларусь

 

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 25 января 2015 г.

 

С 11 октября 2014 г. вступило в силу постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 25.07.2014 N 55 "Об установлении формы заключения по инвестиционному проекту, подготавливаемого по результатам проведения локальной экспертизы инвестиционного проекта, внесении изменений и дополнений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. N 158 и признании утратившими силу постановлений Министерства экономики Республики Беларусь от 3 июня 2005 г. N 102 и от 30 сентября 2005 г. N 168" (далее - постановление N 55).

Постановление N 55 принято во исполнение абзаца третьего пункта 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2014 N 506 "О бизнес-планах инвестиционных проектов" (далее - постановление N 506).

Постановление N 55 затронуло следующие вопросы регулирования:

- проведения экспертизы и подготовки заключения по инвестиционному проекту;

- разработки бизнес-планов инвестиционных проектов.

 

О проведении экспертизы и подготовке заключения

по инвестиционному проекту

 

Вопросы проведения в установленных законодательством случаях экспертизы инвестиционных проектов и подготовки заключений по ним урегулированы Положением о порядке организации разработки, утверждения и рассмотрения бизнес-планов инвестиционных проектов, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов, утвержденным постановлением N 506 (далее - Положение).

Постановлением N 55 установлена новая форма заключения по инвестиционному проекту, подготавливаемого по результатам проведения локальной экспертизы инвестиционного проекта (далее - форма заключения), с учетом требований пункта 11 Положения.

В форме заключения также учтены особенности, которые должны быть отражены при подготовке заключения по инвестиционному проекту, подготавливаемого по результатам проведения органом управления локальной экспертизы, при обращении за дополнительной государственной поддержкой при реализации инвестиционного проекта на инвестиционной стадии (пункт 26 Положения).

Кроме того, признаны утратившими силу следующие документы:

- постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 03.06.2005 N 102 "Об утверждении Инструкции о внесении и рассмотрении материалов и заключений по инвестиционным проектам при проведении в Министерстве экономики Республики Беларусь государственной комплексной экспертизы", так как вопросы, касающиеся проведения Министерством экономики Республики Беларусь государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов, полностью урегулированы Положением;

- постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2005 N 168 "Об утверждении форм заключений экспертизы бизнес-плана развития коммерческой организации на год и бизнес-плана инвестиционного проекта" в связи с установлением новой формы заключения.

 

О разработке бизнес-планов инвестиционных проектов

 

Требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов определены в Правилах по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденных постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005 N 158 (далее - Правила).

Правила ориентированы, прежде всего, на инвестиционные проекты, планируемые к реализации с государственным участием. Инвестиционные проекты, реализуемые без государственного участия, могут рассчитываться по иным методикам по согласованию между инициатором проекта и инвестором, банком.

Согласно пункту 8 Положения бизнес-план инвестиционного проекта (далее - бизнес-план) утверждается руководителями инициатора и разработчиков (при их привлечении к разработке бизнес-плана), которые несут персональную ответственность за достоверность и обоснованность исходных данных (в зависимости от обязательств, предусмотренных договорами на разработку бизнес-планов), в том числе инвестиционных затрат, иных сведений и данных, содержащихся в таких бизнес-планах, соблюдение при бизнес-планировании требований законодательства.

Постановлением N 55 внесены следующие изменения и дополнения в Правила:

- введено понятие бизнес-плана, уточнены определения предынвестиционной, инвестиционной, эксплуатационной и ликвидационной стадий инвестиционного проекта (пункт 2 Правил);

- приведены основополагающие мероприятия предынвестиционной стадии (пункт 4 Правил);

- уточнены нормы в части разработки инвестиционного предложения и паспорта инвестиционного проекта (пункт 13 Правил);

- расширены требования по углубленной оценке рынков сбыта продукции на основании проведения соответствующих маркетинговых исследований с подготовкой маркетингового отчета, а также с использованием модели "Пять сил Портера" (часть вторая пункта 25 Правил), а также среды организации (SWOT- и PEST-анализ) (часть вторая пункта 47 Правил);

- установлены требования к графику реализации инвестиционного проекта (пункт 37-1 Правил);

- уточнены риски реализации инвестиционного проекта с указанием отдельных причин их возникновения (части третья и четвертая пункта 47 Правил) и методология проведения оценки чувствительности проекта (части пятая - девятая пункта 47 Правил);

- установлены особенности по разработке бизнес-планов при реализации проекта на инвестиционной стадии (глава 15 Правил);

- скорректированы отдельные нормы Правил в связи с последними изменениями законодательства в области строительной деятельности, налогового и инвестиционного законодательства, форм бухгалтерской отчетности.

В целях системного представления внесенных в Правила изменений и дополнений, увязки их с нормами, принятыми другими актами законодательства, целесообразно остановиться более подробно на наиболее острых из них - затрагивающих подготовку данных и сведений по проекту, проведение соответствующих исследований и оценок.

 

Подготовка данных и сведений по инвестиционному проекту.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Правил бизнес-план - документ, содержащий взаимоувязанные данные и сведения, подтвержденные соответствующими исследованиями, обоснованиями, расчетами и документами, о сложившихся тенденциях деятельности организации (ее потенциале) и об осуществлении в прогнозируемых условиях инвестиционного проекта (далее - проект) на всех стадиях его жизненного цикла (предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной, при необходимости ликвидационной), позволяющие произвести оценку эффективности и финансовой реализуемости проекта, вклада в экономику организации, региона, отрасли, страны (влияния на показатели социально-экономического развития республики).

Как показывает практика, основные трудности по разработке бизнес-плана связаны не столько с вариативностью методологических подходов к расчету отдельных показателей эффективности проекта, учету и отражению в денежных потоках организации различных по своей сущности хозяйственных операций и выбором разработчика (консультанта) бизнес-плана, программных продуктов, необходимых для экономических расчетов, сколько с качеством проведенных предынвестиционных исследований.

В пунктах 4, 5 Правил указаны источники формирования основополагающей информации (проведение маркетинговых, инжиниринговых и иных исследований, определение оптимального варианта реализации проекта и его стоимости, поиск инвесторов и кредитодателей, возможных поставщиков оборудования и технологий, а также сырья, материалов и комплектующих изделий, подготовка других данных и сведений), а в части четвертой пункта 14 Правил - перечень документов, которые должны использоваться при составлении бизнес-плана (годовая бухгалтерская отчетность, иные отчеты и отчетность инициатора, обоснование инвестиций, контракты, кредитные договоры либо их проекты, отчеты о результатах маркетинговых и иных исследований, письма, заключения и другие документы).

При этом проведение указанных глобальных исследований и действий предшествует разработке бизнес-плана, а их результаты являются источником обоснований данных, сведений и финансово-экономических расчетов по проекту.

Совершенно очевидно, что разработка бизнес-плана - это не единовременное написание разделов бизнес-плана, а обобщение данных и сведений по проекту, полученных на предынвестиционной стадии, их уточнение, в том числе посредством проведения дополнительных исследований, переговоров с потенциальными инвесторами, банками, поставщиками оборудования и материальных ресурсов, потребителями продукции, выполнение соответствующих расчетов и осуществление иных действий, способствующих подготовке объективной информации по проекту (п. 5 Правил).

 

Проведение маркетинговых исследований.

Законодательством в области бизнес-планирования установлена необходимость проведения комплексных исследований по проекту.

Так, в абзаце втором пункта 4 Правил указано на необходимость проведения исследований рынков сбыта продукции и их сегментов (с подготовкой маркетингового отчета), сырьевых зон, а также определения балансов производства и потребления, позволяющих принять окончательное решение о целесообразности производства конкретного вида продукции или увеличения объемов его выпуска.

В рамках маркетинговых исследований в организации, планирующей к реализации проект, проводится всестороннее обследование существующей системы мер товарной, ценовой и коммуникационной политики, а также системы продвижения товаров на рынки сбыта, обеспечивающих согласованность планов производства с потребностями рынка и устойчивый сбыт продукции, с подготовкой соответствующего отчета. По проектам стоимостью свыше 70 млн.дол. США, подлежащим государственной комплексной экспертизе, подготовка маркетингового отчета является обязательной (подпункт 7.1 пункта 7 Положения).

В общем виде маркетинговые исследования включают сбор, обработку и анализ данных и сведений в отношении планируемой к выпуску продукции: о рынке, микросреде, потребителях, конкурентах, ценах, возможных посредниках, товаропродвижении и продажах, возможности возникновения рисков, рекламе, внутреннем потенциале организации.

Методы маркетинговых исследований разнообразны и основываются как на теоретических (включая вероятностные), так и практических подходах. В общем виде к ним относятся статистические сборники, сеть Интернет, в том числе отраслевые сайты и сайты конкурирующих компаний, прайс-листы, выставочные каталоги, проспекты и иные фирменные публикации, опросы и, конечно же, отчеты организации о продажах, жалобы и предложения потребителей, бухгалтерская и финансовая отчетность, аналитическая информация.

Чрезвычайно важна разработка организацией с учетом специфики бизнеса и ее деятельности системы по анализу сложившихся в предыдущих годах тенденций реализации продукции (желательно в постоянной валюте) и зависимостей, т.е. факторов (цен на сырье и материалы, тарифов на энергоносители, транспортные расходы и т.д.), влияющих на цены и конкурентоспособность продукции, без которых осуществлять прогнозирование продаж продукции в перспективе бывает весьма затруднительно.

В маркетинговых исследованиях приоритетным является результат. Скрупулезность отходит на второй план, если она не имеет стратегического значения.

В связи с этим построение маркетинговых исследований должно быть организовано так, чтобы полученные материалы способствовали снижению до минимума неопределенности при принятии управленческих решений непосредственно компанией о целесообразности выпуска той или иной продукции, расширению объемов ее производства, позволяли выстроить концепцию проекта с учетом доступных технологий и финансовых ресурсов.

Совершенно очевидно, что маркетинговые исследования - это регулярный процесс, который осуществляется структурными подразделениями организации, а при необходимости - с привлечением специализированных компаний. При этом следует учитывать, что привлеченные компании могут добросовестно и квалифицированно осуществлять аналитическую деятельность, представляя результаты исследований и разрабатывая конкурентные стратегии, но за эффективность использования их в организациях, по сути, ответственности не несут.

Достаточно эффективным может оказаться сотрудничество с инжиниринговыми компаниями в случае привлечения их для выбора базовых технологий и оборудования, а также оптимизации технологических процессов, поскольку такие компании, как правило, располагают информацией и о рыночных аспектах продукции.

Результаты маркетинговых исследований, отраженные в маркетинговом отчете, должны войти в основу обоснований в бизнес-плане рынков сбыта планируемой к выпуску продукции и ее конкурентоспособности, стратегии маркетинга.

Требования к содержанию раздела бизнес-плана "Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга" приведены в главе 7 Правил, пункт 25 которой устанавливает необходимость приводить обобщенные результаты маркетингового анализа в структурированном виде согласно таблицам 6-1 - 6-3 приложения 6 к Правилам.

В таблице 6-1 приложения 6 к Правилам проводится анализ конкурентоспособности продукции (по модели "Пять сил Портера" с использованием оценки "рыночной силы" поставщиков, потребителей, существующих и потенциальных прямых конкурентов, а также производящих продукты-субституты (заменители)).

В таблице 6-2 приложения 6 к Правилам оценивается перспективность продаж основных видов продукции с учетом емкости рынка сбыта исходя из тенденций не менее чем за три года, предшествующих базовому периоду (году), а также прогнозируемых изменений в перспективе.

В таблице 6-3 приложения 6 к Правилам приводится сравнительный анализ цен на продукцию на рынке у конкурентов и планируемых организацией.

Следует отметить, что указанные таблицы являются ориентировочными, их наполнение осуществляется с учетом специфики хозяйственной (экономической) деятельности организации и проекта.

Методологические подходы по проведению специализированного анализа ("Пять сил Портера") широко представлены в различных источниках, включающих работы как самого М.Портера, так и иных теоретиков и практиков в области стратегического управления.

 

Исследования для определения инвестиционных затрат и источников финансирования.

В соответствии с частью первой пункта 35 Правил общие инвестиционные затраты определяются как сумма инвестиций в основной капитал (капитальные затраты) с учетом налога на добавленную стоимость и затрат под прирост чистого оборотного капитала.

В сумму инвестиций в основной капитал включаются также капитальные затраты на замену выбывающего оборудования (в течение горизонта расчета), которое приобретается в рамках проекта (часть вторая пункта 35 Правил). Зачастую расчет проекта занимает довольно длительное время, например 10 лет, в то время как отдельные виды приобретаемого оборудования имеют меньший срок эксплуатации, иногда 3 - 7 лет, что предопределяет необходимость их замены и приводит к увеличению инвестиционных затрат.

Подходы по расчету потребности в чистом оборотном капитале подробно описаны в пункте 35 Правил, в структурированном виде представлены в таблице 4-10 приложения 4 и таблице 5-3 приложения 5 к Правилам. По своей сути чистый оборотный капитал представляет собой капитал, необходимый для запуска производства продукции либо увеличения ее объемов, т.е. экономически обоснованные затраты на формирование нормативно обоснованных запасов сырья, материалов, продукции и прирост иных активов за вычетом капитала, образующегося в виде кредиторской задолженности, в том числе в связи с предоставлением отсрочки по уплате платежей (поставщики, подрядчики, исполнители, бюджет, оплата труда работников и т.д.).

Инвестиционные затраты по проекту формируются после определения базовых технологий и оборудования, схемы размещения производства и необходимой инфраструктуры.

В части выбора базовых технологий и оборудования следует отметить, что в Республике Беларусь ввиду исторически сложившейся структуры управления, производственного, научного и инвестиционного потенциала практически отсутствуют организации, которые могли бы выполнить полномасштабные инжиниринговые исследования, что зачастую предопределяет необходимость привлечения зарубежных специалистов.

В общем виде инжиниринг представляет собой процесс анализа, систематизации, взаимоувязки и моделирования различных идей и концепций в целях выработки оптимального решения.

Как уже отмечалось выше, при привлечении инжиниринговых компаний может быть уточнен потенциал мирового рынка планируемой к выпуску продукции, возможности по ее продвижению на определенные сегменты.

В качестве потенциальных претендентов на проведение таких исследований следует рассматривать компании, комплексно изготавливающие оборудование, а также инжиниринговые организации, специализирующиеся на исследованиях в этой области. До объявления подрядных торгов или процедуры переговоров целесообразно провести переговоры с потенциальными претендентами, в ходе которых необходимо определить ключевые параметры технического задания на выполнение соответствующих исследований.

Для выбора организации-исполнителя целесообразно использовать стандартные критерии оценки: наличие опыта в выполнении подобных работ в данной сфере, стоимость выполняемых работ, сроки их проведения, порядок и условия оплаты, надежность и добросовестность фирмы и т.д.

При заключении договора с организацией-исполнителем, признанной победителем проведенной процедуры подрядных торгов или переговоров, следует в обязательном порядке определить состав исходной информации, передаваемой заказчиком исполнителю, календарный график выполнения исследований, порядок оплаты, механизм обмена информацией и другие стандартные отношения (ответственность сторон, форс-мажор, арбитраж и другие).

В целях максимального учета своих интересов заказчику целесообразно изучить международный опыт составления контрактов, в частности, Международной федерации инженеров-консультантов FIDIC (International Federation of Consulting Engineers), основной деятельностью которой является разработка типовых условий контрактов для регулирования отношений участников международной инвестиционно-строительной деятельности.

В области строительства постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.03.2014 N 17 утвержден Альбом схем, определяющих последовательность действий при осуществлении инвестиционного проекта в строительстве, раскрывающих основные стадии этого процесса (от инвестиционного замысла до введения в эксплуатацию построенного объекта и его государственной регистрации) и установленные законодательством требования (условия, административные процедуры), соблюдение которых обязательно при прохождении этих стадий.

C 1 апреля 2014 г. введена необходимость разработки предпроектной (предынвестиционной) документации на определенные объекты. К ним, за некоторым исключением, относятся объекты первого - четвертого классов сложности.

В соответствии с абзацем вторым части первой подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 N 26 "О мерах по совершенствованию строительной деятельности" предпроектная (предынвестиционная) документация включает в том числе обоснование инвестиций и задание на проектирование.

Требования к составу и содержанию обоснований инвестиций определены в разделе 6 технического кодекса установившейся практики ТКП 45-1.02-298-2014 (02250) "Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения" (далее - ТКП 45-1.02-298-2014), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.07.2014 N 196 "Об утверждении и введении в действие технического нормативного правового акта в строительстве" (далее - приказ N 196).

 

     Справочно.   В   ТКП  45-1.02-298-2014  даны  определения  обоснования

инвестиций, а также предпроектной (предынвестиционной) документации:

     -  обоснование  инвестиций  (пункт  3.13) - определение необходимости,

технической возможности, оценки воздействия на окружающую среду (в случаях,

предусмотренных    законодательством    о   государственной   экологической

экспертизе),  экономической  целесообразности  осуществления  инвестиций  в

возведение,  реконструкцию и реставрацию объектов строительства, требований

к  земельному  участку  (при возведении, реконструкции объектов), вариантов

объемно-планировочных  и  технологических  решений,  сведений об инженерных

нагрузках,  а  также  источников  и  объемов  финансирования,  расчетов  по

определению  эффективности  инвестиций,  социальных, экологических и других

последствий  возведения, реконструкции, реставрации и эксплуатации объектов

строительства;

     -  предпроектная  (предынвестиционная)  документация  (пункт  3.17)  -

комплект   документов   о   результатах   предынвестиционных  исследований,

предшествующих   принятию  инвестором  (заказчиком)  решения  о  реализации

инвестиционного  проекта,  корректировке инвестиционного замысла или отказе

от  дальнейшей  реализации  проекта,  включающий   обоснования  инвестиций,

план управления проектом и (или) задание на проектирование.

 

Также приказом N 196 признаны утратившими силу с 20 июля 2014 г. государственные строительные нормы Республики Беларусь СНБ 1.02.03-97 "Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений", утвержденные приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 25.08.1997 N 358 "Об утверждении государственных строительных норм Республики Беларусь".

При разработке обоснований инвестиций определяется стоимость инвестиций по проекту, в том числе строительно-монтажных работ, являющаяся основополагающим показателем в методологии оценки эффективности инвестиций.

В части источников финансирования проекта следует отметить, что в мировой экономике выработан достаточно широкий и многофункциональный инструментарий финансирования инвестиций, применяемый как в масштабах национальных экономик, так и в рамках отдельных проектов.

Как показывает практика, наиболее распространенными источниками финансирования проектов в Республике Беларусь являются кредиты банков в разнообразных формах их привлечения (отечественные и иностранные) и это обусловлено как объективными, так и субъективными факторами.

Использование тех или иных методов и форм финансирования инвестиций, их комбинирование и структурное соотношение сопряжено с целым рядом особенностей, присущих не только стране, в которой намечается реализация проекта, уровню ее социально-экономического развития, финансовому рейтингу страны-заемщика, но и конкретному объекту потенциального инвестирования, его специфике и направленности.

В агрегированном виде можно выделить следующие основные возможности финансирования инвестиционных проектов: в рамках корпоративного, проектного и государственного (бюджетного и долгового) финансирования.

Применение корпоративного финансирования возможно при условии наличия и функционирования развитого фондового рынка посредством активного использования всех его механизмов и инструментов, в первую очередь акций, облигаций и других корпоративных ценных бумаг, используемых на цели развития бизнеса. В процессе евразийской интеграции открываются широкие перспективы по активизации предпринимательской и инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и применению схем корпоративного финансирования инвестиций.

Проектное финансирование основано на гарантировании возврата заемного капитала будущими финансовыми потоками, генерируемыми непосредственно самим инвестиционным проектом. Реализация схем проектного финансирования активно осуществляется в странах с развитой устойчивой экономикой, а в развивающихся странах такие схемы чаще всего используются для финансирования инвестиционных проектов в сырьевых отраслях экономики. Необходимыми предпосылками к их применению должны быть не только наличие развитого валютного рынка, рынка первичных и вторичных ценных бумаг, но и стабильность экономико-правовой среды. Республика Беларусь относится к категории стран, в которых формирование стабильно функционирующей экономики и соответствующей нормативно-правовой базы еще не завершено. В связи с этим данное направление финансирования можно отнести к перспективному.

В период создания в республике действенных рыночных механизмов и организации стабильных условий осуществления субъектами хозяйствования предпринимательской деятельности важное значение имеет государственная поддержка инвестиционной деятельности как в форме прямого бюджетного финансирования, так и с применением иных ее видов и их комбинаций. В Республике Беларусь широко используются такие меры государственной поддержки реализации инвестиционных проектов, как возмещение части процентов по привлекаемым кредитам из средств государственного бюджета, предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам банков, ряд налоговых и иных преференций при заключении инвестором с Республикой Беларусь инвестиционных договоров и т.д.

В настоящее время в республике обсуждается проект Закона Республики Беларусь "О государственно-частном партнерстве". Указанный проект Закона направлен на урегулирование вопросов по реализации инфраструктурных проектов на основе применяемого в мировой практике механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Данный механизм преследует цель улучшения доступности и повышения качества публичных услуг на условиях привлечения средств частного партнера, распределения рисков между государством и частным партнером в рамках проекта ГЧП.

Совершенно очевидно, что любая, самая замечательная инвестиционная идея может быть не реализована из-за отсутствия финансирования. В связи с этим мобилизация собственных средств, отработка с инвесторами, кредиторами источников финансирования проекта, оптимизация схемы его финансирования являются одной из стратегических задач предынвестиционной стадии, решение которой будет способствовать успешному и своевременному осуществлению проекта.

Таким образом, в результате проведенных инжиниринговых, маркетинговых и иных исследований, разработки обоснований инвестиций, проработки источников финансирования проекта должны быть определены:

- оптимальная технологическая схема будущего производства с учетом имеющегося производственного потенциала предприятия (если проект реализуется в действующей организации), рыночной конъюнктуры и современных разработок в области данной продукции;

- общепланировочные решения по возводимым зданиям и сооружениям, генеральному плану объекта;

- инвестиционные затраты;

- схема и условия финансирования создаваемого объекта;

- другие данные и сведения по проекту (материальное обеспечение, трудовые ресурсы и т.д.).

Требования по представлению в бизнес-плане (в структурированном виде) данных и сведений об инвестиционных затратах и источниках их финансирования приведены в таблице 4-11 приложения 4 и таблице 5-4 приложения 5 к Правилам.

 

Риски реализации проекта, актуализация бизнес-плана.

По каждому проекту также необходимо предварительно классифицировать и проанализировать виды рисков, возникающих на инвестиционной и эксплуатационной стадиях. Под риском принято понимать возможность наступления того или иного неблагоприятного события или нескольких событий, влекущих за собой различного рода потери или потенциальную, численно измеримую возможность потерь.

Существуют различные методы оценки рисков, в частности количественный (выявление и ранжирование рисков по степени важности и влияния на проект), аналитический (анализ чувствительности и убыточности), метод аналогов (воздействие на другие проекты) и т.д.

Общие свойственные для проектов риски (отдельные причины их возникновения) приведены в части 3 пункта 47 Правил.

Подходы к оценке факторов внутренней и внешней среды организации, влияющих на проект, рисков с использованием анализа чувствительности проекта на изменения основных исходных данных (объема производства продукции, цены на нее, основных элементов производственных затрат, капитальных вложений, условий финансирования и иных влияющих на проект факторов) приведены в частях второй, пятой - девятой пункта 47 Правил.

Чрезвычайно важно не только выявить риски и факторы, влияющие на конкретный проект, определить мероприятия по их минимизации, но и создать эффективную систему управления рисками, а также распределить роли и обязанности внутри компании в целях принятия управленческих решений на базе полноценной информации о рисках.

Без проведения указанных выше исследований, оценок, в том числе рисков, мероприятий точность формируемых в результате разработки бизнес-плана выводов и предложений снижается в прогрессирующем порядке. Именно недооценка важности их осуществления приводит к выявлению на инвестиционной стадии дополнительных работ, многократной доработке проектной документации, увеличению инвестиционных затрат, необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов и проведения государственных экспертиз, срыву сроков ввода объекта в эксплуатацию и недостижению ожидаемых результатов.

При необходимости на инвестиционной стадии осуществляется актуализация бизнес-плана (при обращении за дополнительной государственной поддержкой в соответствии с пунктом 26 Положения разработка актуализированного бизнес-плана обязательна).

В соответствии с пунктом 41 Правил после принятия решения о финансировании проекта в ходе его реализации финансово-экономическая часть бизнес-плана может пересчитываться при изменении экономической ситуации, инфляции, рынков сбыта готовой продукции, налогового окружения и иных факторов с целью всестороннего анализа экономических и финансовых показателей, а также выработки и принятия мер, направленных на обеспечение эффективности реализуемого проекта.

Требования к структуре, содержанию и оформлению актуализированных бизнес-планов определены в главе 15 Правил.

 

Заключительные положения

 

Правила устанавливают основополагающие подходы по разработке бизнес-планов, определяют единые требования к структуре, содержанию и их оформлению.

При этом каждый бизнес-план составляется с учетом специфики текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности организации (пункт 14 Правил), отдельные его разделы могут дополняться расчетами, обоснованиями по требованию участников рассмотрения проекта (пункт 15 Правил).

В целом по форме и содержанию Правила соответствуют международным требованиям, предъявляемым к бизнес-планированию, и позволяют при необходимости провести трансформацию базовых методик и форм расчетов применительно к конкретному проекту и определенным условиям хозяйствования организации. Принципиально важной в области бизнес-планирования является подготовка исходных данных и сведений, достаточных для качественной подготовки разделов бизнес-плана, выполнения финансово-экономических расчетов в целях всесторонней оценки инициатором, банком, потенциальным инвестором, иными заинтересованными лицами всех аспектов проекта (как положительных, так и отрицательных), рисков его реализации. При этом формализм при разработке бизнес-плана неприемлем. Следует напомнить, что пунктом 8 Положения установлена персональная ответственность руководителей инициаторов и разработчиков бизнес-планов за обоснованность сведений и данных в бизнес-планах, соблюдение при бизнес-планировании требований законодательства.

После проведения соответствующих оценок и экспертиз проекта, принятия решения о его финансировании (оказания государственной поддержки) в действие вступает механизм управления проектом с присущими ему рисками на всех этапах его реализации - проектирования, строительства, сдачи объектов в эксплуатацию и их функционирования.

 

 

 

 

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

 Центр поддержки предпринимательства (с 1994) Центр трансфера технологий (с 2010) ОДО «Витебский бизнес-центр»  УНП 391271602
210026, Витебск, ул. Пушкина, дом 6, 2 этаж, комн. 219.

Время работы ПН-ПТ, 9-18 часов, обед 13-14 часов. vitbiz@mail.ru

Остановки автобусов, троллейбусов, маршруток: к железнодорожному и автобусному вокзалам - Драмтеатр, к летнему амфитеатру – универмаг. Автомобильная парковка возле гостиницы “Витебск”. Здание напротив универмага через улицу Замковую  (вход в здание с торца напротив Драмтеатра и недалеко от памятника Машерову), переход налево по 1 этажу и на 2 этаж.