Организация разработки бизнес-планов инвестиционных проектов и проведение по ним экспертизы

Л.А.СОЛДАТЕНКО,

консультант управления методологии

бизнес-планирования и государственной

комплексной экспертизы бизнес-планов

инвестиционных проектов

главного управления инвестиций

Министерства экономики

Республики Беларусь

 

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 16 июня 2014 г.

 

Общие положения

 

Нормы постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2014 N 506 "О бизнес-планах инвестиционных проектов" (далее - постановление N 506) направлены на регулирование вопросов организации разработки бизнес-планов инвестиционных проектов и проведения по ним экспертизы (за исключением случаев, когда иной порядок проведения экспертизы установлен законодательными актами и (или) постановлениями Совета Министров Республики Беларусь) в целях принятия Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь (в том числе по согласованию с Президентом Республики Беларусь) в установленном законодательством порядке решений об оказании государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2014 N 507 "О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. N 873 и признании утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 сентября 1998 г. N 1473 и отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь" (далее - постановление N 507) из постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.08.2005 N 873 "О прогнозах, бизнес-планах развития коммерческих организаций" (далее - постановление N 873) исключены нормы и терминология в отношении бизнес-планов инвестиционных проектов и их экспертизы.

С принятием постановления N 506 и постановления N 507 разделено регулирование вопросов:

- инвестиционное бизнес-планирование регулируется постановлением N 506;

- бизнес-планирование текущей деятельности организаций на краткосрочный (1 год) и на среднесрочный (5 лет) период - постановлением N 873.

В Положении о порядке организации разработки, утверждения и рассмотрения бизнес-планов инвестиционных проектов, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов, утвержденном постановлением N 506 (далее - Положение), даны применяемые для целей Положения основные понятия и определения (п. 2), в частности, инвестиционный проект, инициатор, экспертиза инвестиционного проекта. Также определены:

задачи экспертизы инвестиционного проекта (далее - экспертиза) (п. 4);

основные функции инициатора (п. 7);

требования при проведении локальных экспертиз (глава 3), в том числе к заключениям органов управления (организаций) и срокам ее проведения;

порядок проведения государственной комплексной экспертизы (глава 4), в том числе в случае, если на стадии реализации инвестиционного проекта запрашивается дополнительная государственная поддержка.

В соответствии с абз. 2 п. 2 Положения инвестиционный проект - это совокупность документов и иных материалов (далее - документы), определяющих целесообразность, условия и способы вложения инвестиций, объемы и источники их финансирования, увязанные по срокам и исполнителям мероприятия, направленные на достижение заданного участниками инвестиционного проекта результата за определенный период времени.

 

Проведение исследований для принятия решения о реализации

инвестиционного проекта

 

Стадии разработки и реализации инвестиционного проекта:

- предынвестиционная;

- инвестиционная;

- эксплуатационная;

- ликвидационная.

На предынвестиционной стадии, предшествующей вложению основных инвестиций, инициатором проводятся исследования в целях выявления потенциала по осуществлению инвестиций. К примеру, в строительной деятельности до разработки проектной документации на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства первого - четвертого класса сложности заказчик, застройщик готовит и утверждает предпроектную (предынвестиционную) документацию и назначает руководителя (управляющего) проекта либо привлекает с этой целью инженерную организацию (инженера).

Необходимость и случаи разработки предпроектной (предынвестиционной) документации, включая обоснование инвестиций, определены подп. 1.1 - 1.6 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 N 26 "О мерах по совершенствованию строительной деятельности".

Ключевые функции инициатора по организации проведения по инвестиционному проекту (далее - проект) на предынвестиционной стадии соответствующих исследований приведены в п. 7 Положения.

Выполнение этих функций предопределяет необходимость осуществления следующих действий:

проведение маркетинговых, инжиниринговых и иных исследований, обобщение их результатов, выявление потенциала по сбыту продукции;

выработка стратегии по модернизации (созданию новых) производств на основе альтернативных вариантов развития организации;

определение схемы размещения производства и необходимой инфраструктуры, выбор технологий и оборудования;

определение кадрового потенциала, способного осуществить реализацию проекта, включая строительство объекта, а также его эксплуатацию;

подготовка и систематизация исходных данных, необходимых для выполнения расчета эффективности проекта;

оценка с применением методов имитационного моделирования эффективности проекта и степени риска его реализации;

определение схемы и источников финансирования проекта, поиск инвесторов, кредитодателей (заимодавцев).

Данный этап является чрезвычайно важным и проводится, как правило, специалистами организации с привлечением независимых экспертов (инжиниринговых, консалтинговых и иных компаний, включая иностранные), ученых, аналитиков и иных узких сторонних специалистов.

Также на данном этапе в установленных законодательством случаях должен быть разработан принципиально важный документ - обоснование инвестиций.

Требования к составу и содержанию обоснований инвестиций при осуществлении инвестиций в строительство определены государственными строительными нормами Республики Беларусь СНБ 1.02.03-97 "Порядок разработки, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений", утвержденными приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 25.08.1997 N 358 "Об утверждении государственных строительных норм Республики Беларусь" (далее - СНБ 1.02.03-97). В настоящее время Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь проводится работа по разработке проекта технического кодекса установившейся практики "Строительство. Предпроектная документация. Состав и порядок разработки", который планируется принять взамен СНБ 1.02.03-97.

Согласно СНБ 1.02.03-97 в рамках обоснований инвестиций в строительство на многовариантной и альтернативной основе с учетом экологических и ресурсных ограничений (наличие сырьевых ресурсов, первичной инженерной инфраструктуры, социальной сферы и других факторов) определяются:

место размещения создаваемых производств;

оптимальная мощность;

принципиальные технические и технологические решения по составу и комплектности необходимого для организации производства оборудования;

потребность в производственных, складских и иных помещениях, инженерно-технической и транспортной инфраструктуре;

материально-технические балансы и основные экономические параметры создаваемых производств.

 

Следует отметить, что от качества проведенных на предынвестиционной стадии исследований, в том числе в рамках обоснований инвестиций, зависит правильность выбора стратегии развития организации, принятия решения о целесообразности инвестирования в создание (модернизацию) производств, а также оперативность осуществления дальнейших действий как в части определения источников финансирования проекта и заключения контрактов на поставку оборудования, так и освоения инвестиций (инвестиционная стадия), а также своевременного ввода объекта в эксплуатацию.

При отсутствии отечественных специализированных компаний, которые могли бы выполнить на высоком уровне инжиниринговые и маркетинговые исследования по проекту, особенно по не имеющему аналогов в Республике Беларусь, целесообразно привлечение независимых зарубежных организаций, несмотря на высокую стоимость оплаты их услуг. При этом ведущие инжиниринговые компании, как правило, располагают и информацией по перспективному развитию рынков сбыта намечаемой к выпуску продукции и их исследования позволят дополнить и уточнить маркетинговую базу организации.

Одной из важных норм Положения является его ч. 2 подп. 7.1 п. 7, устанавливающая обязательность по проектам стоимостью свыше 70 млн.дол. США, подлежащим государственной комплексной экспертизе, проведения всестороннего обследования в организации существующей системы мер товарной, ценовой и коммуникационной политики, а также системы продвижения товаров на рынки сбыта, обеспечивающих согласованность планов производства с потребностями рынка и устойчивый сбыт продукции с подготовкой соответствующего отчета (далее - маркетинговый отчет).

Результатом проведенных исследований должны стать определение целесообразности реализации проекта, оптимизация производственного процесса, определение инвестиционных и иных затрат.

 

Разработка и утверждение бизнес-плана

 

Требования по разработке бизнес-планов определены Правилами по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденными постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005 N 158 (далее - Правила).

При этом согласно п. 14 Правил бизнес-план должен составляться с учетом особенностей осуществления видов экономической деятельности и специфики текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности организации и (или) проекта.

В случае необходимости организацией в установленном законодательством порядке могут привлекаться консалтинговые и иные компании (далее - разработчики).

Примерная форма договора на оказание услуг по разработке бизнес-плана инвестиционного проекта (далее - Договор) утверждена постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.04.2007 N 68 "Об утверждении формы договора на оказание услуг по разработке бизнес-плана инвестиционного проекта".

Установленная п. 8 Положения персональная ответственность руководителей инициаторов и разработчиков за обоснованность сведений и данных в бизнес-планах, соблюдение при бизнес-планировании требований законодательства предопределяет необходимость конкретизации при составлении Договора их функций.

Основные положения, на которые необходимо особо обратить внимание при разработке бизнес-планов:

на первоначальном этапе осуществлять в установленных законодательством случаях разработку обоснований инвестиций, а затем бизнес-плана (для обоснования целесообразности предоставления государственной поддержки);

руководствоваться рекомендациями по обоснованию сведений и данных бизнес-плана - стратегии развития организации, материально-технического обеспечения, объемов реализации продукции и цен на нее, потребности в ТЭР, цен (тарифов) на материальные ресурсы, экономии (роста) затрат на сырье, материалы и ТЭР и других исходных данных, а также иными подходами с учетом специфики видов деятельности;

в описательной части бизнес-плана делать упор на обоснование намеченной стратегии развития организации (а не текущего состояния), на ожидаемые изменения в ее деятельности при реализации проекта (мощности, производительность труда, структура затрат и производства продукции, логистика), увязывать с перспективами развития отрасли и создаваемыми другими организациями мощностями, выделить наиболее значимые организационные и иные мероприятия, необходимые для создания конкурентоспособного производства;

осуществлять моделирование будущей деятельности организации, используя исходные данные, подтвержденные исследованиями, в том числе маркетинговыми и инжиниринговыми, соответствующими заключениями, контрактами, договорами и иными документами;

оптимизировать источники финансирования проекта;

анализировать выполненные финансово-экономические расчеты и показатели эффективности инвестиций;

выстроить логическую цепочку реализации проекта, увязав по срокам процедуры рассмотрения и согласования документов на предынвестиционной стадии, осуществления как инвестиций (инвестиционная стадия) и ввода объекта в эксплуатацию, так и последующей его эксплуатации (эксплуатационная стадия), включая погашение привлекаемых кредитов (займов);

производить оценку рисков реализации проекта и его чувствительности на изменения исходных данных.

Подлежащие углубленной оценке риски (организационные, технологические, инвестиционные, финансовые, сырьевые, сбытовые и иные) приведены в п. 47 Правил.

По итогам оценки рисков должны быть разработаны соответствующие мероприятия по их нивелированию.

В главе 12 Правил также приведена методология расчета показателей эффективности инвестиций и даны параметры их оценки.

После разработки, рассмотрения и оценки бизнес-плана инициатором и разработчиком (при его привлечении к разработке) бизнес-план утверждается их руководителями (п. 8 Положения) и представляется (с приложением соответствующих обосновывающих документов) в установленных законодательством случаях для проведения экспертизы.

На основании п. 26 Положения в случае, если у инициатора на стадии реализации проекта (инвестиционная стадия) возникает необходимость в оказании дополнительной государственной поддержки, бизнес-план должен быть актуализирован и подготовлена пояснительная записка, содержащая сведения об изменениях (причинах, их повлекших) ключевых параметров проекта (инвестиционных затрат, источников финансирования, условий предоставления кредитов (займов), показателей финансово-хозяйственной деятельности инициатора и эффективности инвестиций, сроков реализации проекта, иных параметров).

 

Экспертиза проектов

 

Локальная экспертиза проектов (абз. 8 п. 2 Положения) проводится органом управления, Министерством финансов Республики Беларусь, Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь (государственная научно-техническая экспертиза осуществляется государственными научно-техническими экспертными советами, созданными Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь совместно с Национальной академией наук Беларуси), банками, а государственная комплексная экспертиза (абз. 9 п. 2 Положения) - Министерством экономики Республики Беларусь.

Органом управления экспертиза проводится в порядке, им устанавливаемом (п. 9 Положения), с соблюдением требований Положения.

По результатам проведения локальных экспертиз готовится соответствующее заключение, которое должно отвечать требованиям, установленным Положением и в ином законодательстве.

В соответствии с ч. 5 п. 4 Положения руководитель (либо его заместитель) органа управления (организации), подписавший заключение, несет персональную ответственность за соответствие этого заключения требованиям Положения, а также соблюдение сроков проведения экспертизы.

На основании п. 15 Положения о порядке организации и проведения государственной научно-технической экспертизы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.10.2007 N 1411 "О некоторых вопросах организации и проведения государственной научно-технической экспертизы", персональную ответственность за обоснованность заключений экспертных советов и качество научно-технической экспертизы несет председатель экспертного совета.

Законодательством установлена необходимость проведения государственной комплексной экспертизы (ГКЭ) по проектам, претендующим на:

- предоставление финансовой помощи из республиканского бюджета для приобретения технологического оборудования и запасных частей к нему (включая случаи их приобретения за пределами Республики Беларусь).

Основание: Положение о порядке предоставления из республиканского бюджета финансовой помощи, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 N 182 "О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям" (далее - Указ N 182);

- выделение бюджетных займов, бюджетных ссуд за счет республиканского бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Основание: Положение о порядке предоставления из республиканского бюджета и возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды, утвержденное Указом N 182;

- привлечение внешних государственных займов и (или) внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь.

Основание: Положение о некоторых вопросах привлечения внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2006 N 893 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. N 252 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь";

- предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь.

Основание: Положение о порядке предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 30.06.2008 N 359 "О некоторых вопросах предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь";

- предоставление при заключении инвестиционного договора между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь дополнительных льгот и преференций инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, не установленных законодательными актами, решениями Президента Республики Беларусь.

Основание: Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 N 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь";

- предоставление государственной поддержки в иных установленных законодательными актами случаях.

Основания: Положение о реструктуризации задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский и местные бюджеты и по кредитам, выданным государственными банками, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.02.2004 N 88 "О реструктуризации задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский и местные бюджеты и по кредитам, выданным государственными банками";

Положение об организации производства легковых автомобилей с государственной поддержкой, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.2009 N 825 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2009 г. N 175".

 

Документы, представляемые органом управления в Министерство экономики Республики Беларусь для проведения ГКЭ:

1) письменное заявление на проведение ГКЭ (подп. 16.1 п. 16 Положения);

2) бизнес-план, разработанный в соответствии с Правилами, с приложением к нему документов (их копий, заверенных инициатором или органом управления) (подп. 16.2 п. 16 Положения):

- подтверждающих достоверность инвестиционных затрат по приобретаемому оборудованию, в том числе договоров (при их наличии) на его поставку;

- подтверждающих расчетную или сметную стоимость строительства, включая заключения (при их наличии) государственной экспертизы проектной документации;

- кредитного договора или его проекта либо иных документов (заключений) кредитодателей (заимодавцев), иностранных кредиторов, подтверждающих намерения и условия предоставления кредитов (займов) для реализации проекта;

- годовой бухгалтерской отчетности и учредительных документов инициатора;

3) заключение органа управления (п. 11 Положения) по форме, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2005 N 168 "Об утверждении форм заключений экспертизы бизнес-плана развития коммерческой организации на год и бизнес-плана инвестиционного проекта";

4) заключение Министерства финансов Республики Беларусь (п. 13 Положения);

5) заключение Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь по результатам проведения научно-технической экспертизы (подп. 16.3 п. 16 Положения). Порядок организации и проведения государственной научно-технической экспертизы определен в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 29.10.2007 N 1411 "О некоторых вопросах организации и проведения государственной научно-технической экспертизы", а форма заключения государственного научно-технического экспертного совета по бизнес-плану инвестиционного проекта - в постановлении Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 03.04.2014 N 8/28 "Об установлении формы заключения государственного научно-технического экспертного совета по бизнес-плану инвестиционного проекта и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов".

Заключение по результатам проведения научно-технической экспертизы представляется для проведения ГКЭ по проектам, предусматривающим инвестиции в технологии и претендующим на государственную поддержку в виде привлечения внешних государственных займов и внешних займов под гарантии Правительства Республики Беларусь и иным инвестиционным проектам в случаях и на условиях, определенных Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь;

6) заключение банка, если для реализации проекта предусматривается привлечение кредита (займа), содержащее предложения (обоснования) по вопросам, изложенным в п. 14 Положения (подп. 16.3 п. 16 Положения);

7) для инициатора, не являющегося резидентом Республики Беларусь, - копия выписки из торгового реестра страны места нахождения или иное эквивалентное доказательство его юридического статуса, выданное в соответствии с законодательством страны его нахождения не позднее трех месяцев до дня представления документов (подп. 16.4 п. 16 Положения);

8) выписка результатов коллегиального рассмотрения органом управления бизнес-плана (подп. 10.1 п. 10 Положения);

9) по проектам стоимостью свыше 70 млн.дол. США - маркетинговый отчет (ч. 2 подп. 7.1 п. 7 Положения).

Если на стадии реализации проекта (инвестиционная стадия) возникает необходимость в оказании дополнительной государственной поддержки, то наряду с указанными документами представляется пояснительная записка об изменении ключевых параметров проекта (п. 26 Положения).

По некоммерческим проектам допускается при обосновании инициатора (органа управления) взамен бизнес-плана представлять для проведения ГКЭ технико-экономическое обоснование проекта, разрабатываемое в соответствии с отраслевой спецификой и (или) международными подходами, либо утвержденное обоснование инвестиций (ч. 3 п. 4 Положения).

В соответствии с п. 17 Положения документы по проекту, представленные с нарушением требований, установленных законодательством, Министерством экономики Республики Беларусь не рассматриваются и по ним не составляется заключение ГКЭ, о чем в течение 14 дней со дня поступления материалов по данному проекту сообщается органу управления и инициатору с указанием причин отказа.

Установленный Положением срок проведения ГКЭ составляет (от даты поступления в Министерство экономики Республики Беларусь полного пакета документов):

базовый - 30 календарных дней (ч. 1 п. 19 Положения);

срочный - до 15 календарных дней (ч. 3 п. 19 Положения);

иной - до 60 календарных дней (ч. 2 п. 19 Положения).

По результатам проведения ГКЭ с учетом заключений локальных экспертиз Министерством экономики Республики Беларусь готовится заключение (положительное либо отрицательное), требования к которому изложены в п. 20 Положения. Основания для подготовки отрицательного заключения перечислены в п. 21 Положения.

В связи с тем что после проведения ГКЭ в отдельных случаях могут уточняться условия кредитования проекта и иные исходные данные, которые не оказывают значимого влияния на эффективность проекта, в п. 23 Положения предусмотрена норма по подготовке дополнения к заключению ГКЭ, срок подготовки которого не более 14 календарных дней от даты поступления в Министерство экономики Республики Беларусь документов, установленных в ч. 1 п. 23 Положения.

Срок действия заключения ГКЭ - один год со дня его подписания (п. 24 Положения).

 

Контроль за реализацией проектов

 

В соответствии с законодательством контроль за реализацией соответствующих проектов осуществляет орган управления.

Кроме того, согласно абз. 2 п. 3 постановления N 506 органы управления должны до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информировать Министерство экономики Республики Беларусь о ходе реализации проектов, прошедших ГКЭ, а в случае нарушения графиков их реализации - и о причинах срыва сроков и принятых мерах.

 

Разрабатываемые нормативные правовые акты

 

Во исполнение абз. 3 п. 3 постановления N 506 Министерством экономики Республики Беларусь осуществляется подготовка проекта постановления, предусматривающего, в частности:

утверждение с учетом норм Положения форм заключений органов управления по инвестиционным проектам;

внесение изменений и дополнений в Правила;

отмену Инструкции о внесении и рассмотрении материалов и заключений по инвестиционным проектам при проведении в Министерстве экономики Республики Беларусь государственной комплексной экспертизы, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 03.06.2005 N 102.