Главная

ПРОГРАММА КУРСА «Школа сельского предпринимателя»

Новости: 

ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

И ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ

ОБЩЕСТВО С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

«ВИТЕБСКИЙ БИЗНЕС-ЦЕНТР»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

___________Л.М. Шур

_________2016

 

 

 

 

ПРОГРАММА КУРСА

«Школа сельского предпринимателя»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деревня Ходосы Мстиславского района Могилевской области, 2016

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная ориентация белорусского государства рассматривает предпринимательство и развитие сельских территорий в числе основных приоритетов социально-экономического развития страны. Создание благоприятных условий для доступа сельских жителей к занятию бизнесом – одно из важнейших направлений повышения уровня благосостояния и качества жизни людей, равных возможностей регионального развития.

В Республике Беларусь стране принят ряд стратегических документов, определяющих шаги по развитию сельских территорий, поддержке предпринимательства и различных форм самозанятости.

 

Директива Президента Республики Беларусь № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» от 31 декабря 2010 года является, с одной стороны, свидетельством успеха частно-государственного партнерства в области выработки законодательства, с другой стороны, взаимным обязательством. Данный документ содержит много положительных пропредпринимательских положений, которые на момент создания данной программы реализованы не в полном объеме.

 

Важную роль для развития малого бизнеса в сельской местности играет принятый Президентом Республики Беларусь Декрет от 7 мая 2012 г. № 6, которым установлено, что коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в малых городах и сельской местности, в течение семи календарных лет со дня их государственной регистрации имеют ряд льгот.

 

Малый сельский бизнес осуществляется в различных организационно-правовых формах, в том числе без государственной регистрации, нацелен на удовлетворение потребностей местного населения с использованием местных ресурсов.

 

Бизнес в Республике Беларусь развивается в основном в областных центрах и крупных городах, а в сельской местности количество предпринимателей значительно ниже.

 

Проблемы в сельской местности (А.Болдак, О.Сухоцкая):

низкий уровень удовлетворенности существенных потребностей сельского населения и невозможность их удовлетворения государством,

отсутствие традиций и культуры предпринимательства,

чрезмерная концентрация сельскохозяйственного производства,

незначительное число сельских бизнесов,

слабая связь между зарплатой и производительностью труда в государственном секторе,

низкие темпы реформ в стране.

 

При этом развитие малого и среднего предпринимательства способствует росту производительности труда, росту доходов сельского населения, использованию местных ресурсов и возрождению белорусского села.

Сельский бизнес должен стать одним из факторов национальной экономики Беларуси. Необходимо ускорения адаптации села к рыночным условиям, росту конкуренции и кризисам спроса.

Следует создавать предпринимательскую атмосферу и повышать навыки предприимчивости, предоставив ресурсы и возможности для организации частных инициатив.

Создание и надежное функционирование сельских бизнесов связано с получением базовых знаний, умений и навыков в предпринимательстве, а также с дальнейшим самостоятельным повышением деловой квалификации.

 

Данный курс повышения квалификации сельских жителей предусматривает их обучение организации и развитию частного бизнеса.

 

Цель курса: подготовка сельских жителей к занятию собственным бизнесом путем развития их навыков креативности, способностей использовать местные ресурсы и привлекать новых партнеров.

 

Задачи курса:

 

• анализ ресурсов, в том числе источников финансирования, сельского бизнеса;

• обоснование выбора бизнес-идеи, рыночно обоснованной стратегии и тактики сельского бизнеса в условиях риска;

•  изучение практических основ маркетинга;

• изучение правовых основ предпринимательства и деятельности, не являющейся предпринимательской, в сельской местности;

• выработка навыков бизнес-планирования, в том числе проведения экономических расчетов по бизнес-проектам;

• оценка эффективности и подготовка к созданию собственного бизнеса в сельской местности.

 

 

Повышение квалификации предусматривает освоение слушателями содержания пяти разделов курса:

 

1.  Сельский бизнес: анализ, моделирование, прогноз  

 

2.  Правовая среда сельского бизнеса

 

3.  Оф-лайн и он-лайн маркетинг сельского бизнеса

 

4.  Финансы сельского бизнеса

 

5.  Реализация бизнес-проекта в сельской местности

 

 

Удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей сельских жителей предполагается за счет внутренней дифференциации образовательного процесса, через расширение спектра практических занятий и их комплексного дидактического и методического обеспечения, в том числе мультимедийных презентаций, индивидуальных консультаций по выполнению практических заданий.

Особенностью курса является его практико-ориентированный характер.

Все занятия проводятся в очно-заочном режиме.

Формы очных занятий: тренинги с презентациями, деловые игры, кейсы. По завершении работы по каждому разделу предусмотрены индивидуальные консультации. Заочные занятия включают дистанционные скайп-конференции и самостоятельные практические занятия.

Предполагаемый результат освоения программы — готовность сельского жителя к организации и ведению собственного дела бизнеса, в том числе к разработке бизнес-плана бизнес-проекта.

Продолжительность обучения – 3 месяца. Программа рассчитана на 40 учебных часов

Форма итоговой аттестации – защита бизнес-плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Раздел 1.  Сельский бизнес: анализ, моделирование, прогноз 

Готовность к предпринимательству. Источники бизнес-идей. Выбор бизнес-идеи. Бизнес-анализ. Бизнес-моделирование. Бизнес-прогноз. Основы бизнес-планирования. Риски и страхование. Малобюджетный запуск бизнеса.

Способы создания бизнеса (франчайзинг, стартап, покупка доли, инвестиции). Бизнес в одиночку и в партнерстве.

 

Раздел 2.  Правовая среда сельского бизнеса

Личное подсобное хозяйство с продажей продукции. Ремесленная деятельность.

Агроусадьба (физическое лицо и юридическое лицо). Из безработного в бизнесмена. КФХ.

Регулирование предпринимательской деятельности. Налоги и социальные отчисления.

Деятельность без регистрации ИП (статья 295 НК РБ). Права и ответственность бизнеса.

Декрет 7 мая 2012 г. № 6. Индивидуальные предприниматели. Создание МП, кооперативов.

 

Раздел 3.  Оф-лайн и он-лайн маркетинг сельского бизнеса

Исследование рынка (кабинетное и полевое). Анализ внешней среды для бизнеса. Игроки микросреды – конкуренты, клиенты, поставщики, контактные аудитории. Потребности. Жизненный цикл. Конкурентные преимущества.

Стратегии и тактики маркетинга. Малобюджетный маркетинг. Маркетинговые коммуникации. Работа с клиентами.

Сайт. Социальные сети. E-mail рассылки. Электронная коммерция. Мобильный маркетинг.

 

Раздел 4.  Финансы сельского бизнеса

Инвестиции и малобюджетный запуск бизнеса. Издержки. Цены. Выручка от реализации. Финансовые результаты. Поток. Баланс. Финансовая эффективность.

Учет. Расчеты. Отчетность.

 

Раздел 5.  Реализация бизнес-проекта в сельской местности

Бизнес-коммуникации. Государственно-частное партнерство. Управление кадрами. Требования к организации производства. План-график. Бизнес-презентация. Стартап-движение. Поддержка предпринимательства в Беларуси. Деловая среда. Национальная платформа бизнеса.

 

 

 

ПЛАН КУРСА

 

Тема занятий

Количество часов занятий

очных

заочных

1.

Сельский бизнес: анализ, моделирование, прогноз 

4

4

2.

Правовая среда сельского бизнеса

4

4

3.

Оф-лайн и он-лайн маркетинг сельского бизнеса

4

4

4.

Финансы сельского бизнеса

4

4

5.

Реализация бизнес-проекта в сельской местности

4

4

 

ИТОГО

20

20

 

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

 Центр поддержки предпринимательства (с 1994) Центр трансфера технологий (с 2010) ОДО «Витебский бизнес-центр»  УНП 391271602
210026, Витебск, ул. Пушкина, дом 6, 2 этаж, комн. 219.

Время работы ПН-ПТ, 9-18 часов, обед 13-14 часов. vitbiz@mail.ru

Остановки автобусов, троллейбусов, маршруток: к железнодорожному и автобусному вокзалам - Драмтеатр, к летнему амфитеатру – универмаг. Автомобильная парковка возле гостиницы “Витебск”. Здание напротив универмага через улицу Замковую  (вход в здание с торца напротив Драмтеатра и недалеко от памятника Машерову), переход налево по 1 этажу и на 2 этаж.