Главная

Сельский бизнес: анализ, моделирование, прогноз

Новости: 

1)      Готовность к предпринимательству

Бизнес – это деятельность, основанная на выгодных идеях. Вариант капиталовложения с последующими дивидендами тоже возможен.

Для бизнеса необходима, прежде всего, внутренняя готовность! Верьте в себя и учитесь!

 

Мои мотивы создания бизнеса – материальные, моральные, психологические, профессиональные. Укажите как можно больше вариантов, выберите самые важные.

 

Оцените свои навыки (упражнение - самооценка)

ü  Финансовая грамотность (ответственность, организаторство, практичность, трудолюбие).

ü  Лидерство (самостоятельность, отношения с людьми, целеустремлённость, влияние).

ü  Чувство рынка (коммуникативность, решительность, мотивация, поисковость).

ü  Предприимчивость (инновационность, инициативность, ответственность, рисковость)

 

2)       Источники бизнес-идей – копируйте и улучшайте, придумывайте и проверяйте

Вне. Рынок – КЛИЕНТЫ, конкуренты (99% идей копируется). Полезные связи – основа для создания бизнеса. Интернет, путешествия – много полезного и бесполезного!

Внутри. Сам бизнесмен – ресурсы, способности, желания. Проверяйте личные идеи на рынке!

 

Идеи ничего не стоят, Важна их реализация.

Можно самому не построить бизнес из идеи, но получать доход от изобретения, аренды имеющегося имущества или доли в бизнесе.

Есть идея? Какие у нее слабости, как их устранить? Отказаться от неверной, по мнению других, идеи или добиться ее успешной реализации? Упражнение -

записывайте как можно больше подходящих идей, выбирайте как можно меньше. 

 

3)       Выбор бизнес-идеи.

Все виды деятельности подразделяются на 3 категории, на осуществление которых:

распространяется исключительное право государства:

требуется получение разрешений, согласований государства,

не требуется получение разрешений, согласований государства.

 

Критерии выбора

Актуальность (спрос сегодня, а не вчера или завтра) и значимость (не мелочь)

Практическая направленность (реальность) и коммерческая результативность

Инновационность – это средство, цель – прибыль!

 

4)      Бизнес-анализ.

Допустим у клиента наличие проблемы, которую за деньги решит предполагаемый бизнес.

Начнем с учета того, что есть у бизнесмена для решения этой проблемы – ресурсы, место, коммуникации (дороги, электроснабжение…)

 

Как анализировать  - этого мало или много, оно в хорошем или плохом состоянии, а что есть у конкурентов, что еще нужно сделать для решения проблемы клиента?

 

Анализ сил, слабостей, возможностей и угроз

для планирования разделим факторы на 4 категории.

 

 

Положительное

Отрицательное

ВЛИЯНИЕ

Внутренняя - бизнес

сильные стороны

слабые стороны

Силы+угрозы=

потенциал преимуществ

Внешняя -рынок

возможности

угрозы

Слабости+возможности= внутренние изменения

СРЕДА

Силы+возможности=

атака

Слабости+угрозы=

защита

 

 

Рассмотрим разные сочетания:

1.  Сил больше, чем слабостей. Возможностей больше, чем угроз.
Лучший вариант — реализуй возможности, опираясь на преимущества. Просто выбирай приоритеты и действуй.

2. Слабостей больше, чем сил, но возможностей больше, чем угроз).

Борись с недостатками, чтоб реализовать возможности.

3. Сил больше, чем слабостей. Возможностей мало, угроз много.

Защищайся от угроз, используя преимущества.

4. Слабых сторон намного больше, чем сильных. Возможностей мало, а угроз много. Ликвидация.

 

Найдите свою верную стратегию, ежегодно пересматривайте бизнес-план.

 

5)      Бизнес-моделирование

Как бизнесу постоянно удовлетворять клиента, чтобы он платили деньги? Упражнение.

Что есть у бизнеса – затраты, способы продаж, технологии и ресурсы (материальные, человеческие). Внутри бизнеса.

Что нужно бизнесу - клиенты, преимущества, партнеры, выручка. Это вне.

 

“Что есть” должно быть меньше того, “что нужно”, но достаточно для его, как минимум, стабильности, максимум – для роста.

 

6)      Бизнес-прогноз

Планируйте сами, но пессимистически – затраты по максимуму, доходы по минимуму.

Рынок может упасть или конкуренция возрасти, расходов может быть гораздо больше.

Еще 2 варианта (реалистический и оптимистический) оставьте фантазерам.

Превзойдите достижениями в бизнесе свои прогнозы.

 

7)      Основы бизнес-планирования

Бизнес-план – обоснование  эффективности бизнеса.

 

Виды бизнес-планов:

создания,

развития (на 5 лет и 1 год),

оздоровления или санации,

инвестиционных и/инновационных проектов.

 

Адресаты бизнес-планов:

учредители, руководители, исполнители бизнеса,

бизнес-партнеры, в том числе инвесторы,

органы государственного управления для получения разрешений и преференций.

 

Не копируйте чужие бизнес-планы  для отстройки от конкурентов.

 

Разработка бизнес-планов может осуществляться самостоятельно и с привлечением профессиональных консультантов как для целого документа и

 

Стадии бизнес-планирования:

1. Определение и описание бизнес-идеи.

2. Сбор необходимой информации для анализа бизнес-проекта.

3. Проведение анализа на осуществимость бизнес-идеи и реализуемость бизнес-проекта.

4. Подготовка окончательного документа – бизнес-плана.

 

От бизнес-идеи через бизнес-анализ к бизнес-плану.

Бизнес-план должен быть реальным, компактным, четким и взаимосвязанным.

 

Используйте также (для подготовки бизнес-планов более сложных проектов) как подробную инструкцию  Постановление Министерства экономики Республики Беларусь 31.08.2005 № 158, формы таблиц – приложение 5.

 

Ориентировочный объем описательной части бизнес-плана должен составлять не менее 20 страниц при проведении расчетов в соответствии с упрощенными требованиями.

 

Содержание текста бизнес-плана

Титульный лист

 

Резюме

 

 

Характеристика бизнеса и стратегия ее развития

 

 

Описание продукции

 

 

Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга

 

 

Производственный план

 

 

Организационный план

 

 

Финансовый план.

 

 

Эффективность проекта

 

 

 

Расчетные таблицы (формы и формулы приведены в рабочей тетради)

программа производства и реализации продукции (натуральная и стоимостная)

затраты на производство и реализацию продукции (по статьям)

прибыль от реализации (выручка за вычетом затрат и налогов, фонда потребления)

расчет потока денежных средств (все притоки и оттоки)

баланс (если требуется по законодательству или инвестором)

Расчет показателей эффективности проекта

Приложения (фото и чертежи продукции, карта местности и тому подобное)

 

8)      Риски и страхование.

Внешние риски

Не контролируемые (природные, государственное регулирование, спад доходов клиентов, рост конкуренции)

Частично контролируемые (спрос клиентов, отношения с поставщиками, СМИ, местными властями)

 

Внутренние факторы риска

Имущество (движимое и недвижимое имущество, сырье и материалы, готовая продукция)

Люди

Финансы (маркетинг, финансовая грамотность)

Руководство

 

Перечислите все риски для выбранного бизнеса.

Оцените риски – их вероятность и существенность, выберите самые вероятные и наиболее существенные риски. Опишите меры по их преодолению (принятие, передача, отказ, снижение).

Всегда обеспечивайте самострахование, но и защиту страхования не упускайте.

 

9)      Малобюджетный запуск бизнеса.

Главное в бизнесе - не продукт, а - клиент. Цель бизнеса – продажи, а - не инвестиции.

Не делайте идеальный продукт сами от начала и до конца, тестируйте на клиентах.

Если бизнес все делает сам, затраты (сил, времени, денег) сводит к минимуму. Без кредитов. Инвесторы будут слушать, но преимущественно отказывать.

Быстрый выход на рынок с несовершенным товаром для тестирования его клиентами. И так несколько раз. Неудача – повод попробовать еще раз. Упражнение The Marshmallow Challenge"

 

10)   Способы создания бизнеса

Покупка доли, франчайзинг, инвестиции, стартап.

Приобретение действующего бизнеса, как и франчайзинг, в отличие от стартапа наименее инновационно. Инвестор может быть финансовым и/или технологическим.

Проанализируйте рынок – нужна ли известная продукция на том рынке, где планирует работать бизнес. Либо необходимы инновации – в товаре, рынке, маркетинге, организации бизнеса. 

 

Упражнение – выбор товара и рынка.                      Думайте о выходе из бизнеса, даже начиная.

 

11)  Бизнес в одиночку и в партнерстве.

Одному создать бизнес проще. И легче управлять им, не будет конфликтов с партнерами.

Но долго ли продержится такой стартап?

Командой надежнее строить бизнес и перспективнее привлекать инвестиции.

 

Идеального бизнесМЕНеджера не существует?

 

4 типа для создания успешного бизнеса (И. Адизес) –

Трудяга - Что нужно сделать?  Сейчас результат.                                        

Администратор - Как это нужно сделать? Сейчас эффект.                                          

Предприниматель - Когда и зачем это нужно сделать? Потом результат.                               

Объединитель - Кто это должен делать? Потом эффект.   

 

 

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

 Центр поддержки предпринимательства (с 1994) Центр трансфера технологий (с 2010) ОДО «Витебский бизнес-центр»  УНП 391271602
210026, Витебск, ул. Пушкина, дом 6, 2 этаж, комн. 219.

Время работы ПН-ПТ, 9-18 часов, обед 13-14 часов. vitbiz@mail.ru

Остановки автобусов, троллейбусов, маршруток: к железнодорожному и автобусному вокзалам - Драмтеатр, к летнему амфитеатру – универмаг. Автомобильная парковка возле гостиницы “Витебск”. Здание напротив универмага через улицу Замковую  (вход в здание с торца напротив Драмтеатра и недалеко от памятника Машерову), переход налево по 1 этажу и на 2 этаж.